Local Logo
Новости Яковлевского городского округа Белгородской области
94.87
-0.16$
104.74
-0.12
+18 °С, ясно
Белгород

Черкасская «Сударушка». Как Мария Сальтевская хранит культурное наследие родного села

18 сентября , 08:01ПроектыФото: Анастасия Беляева

Уж если и говорить о культурном наследии яковлевской земли, то вместе с щепкинскими заветами наш округ богат и на фольклорные традиции, которые, кстати, у каждой территории свои. Есть и в Черкасском местное достояние, определившее культурный код села.

Турист вряд ли с первого раза попадёт на старейшую улицу села — Титровку. По извилистым дорогам плутать можно долго, если не знать местности. Нам повезло — нашим штурманом не только по Черкасскому, но и по его истории вызвалась быть коренная жительница, заведующая бутовским ДК Зоя Фильшина. Такой маршрут мы построили неспроста — на Титровке нас ждала интересная встреча…

По сей день здесь над сельскими просторами разливаются заливистые и сильные голоса. Значит, живёт ещё песня. Русская. Настоящая.

— А как иначе? Всё у нас раньше делали с песней — и работали, и отдыхали. Помню, как ещё в детстве выйду со взрослыми во двор — они поют, а я сижу, запоминаю, — в добром здравии встречает нас Мария Евдокимовна Сальтевская. От девчушки, которая приносила по музыке одни пятёрки, сегодня её отделяют многие годы… А всё же, как услышит родные напевы, ноги сами начинают отбивать ритм, и затягивает баба Маша песню!

Вряд ли это можно сравнить с исполнением современных вокалистов — нет у неё ни техники исполнения, не знает она, как строятся аккорды. Да это и неважно. Когда поёт душа — то ли по наитию, а может, по случайности, но ноты Мария Евдокимовна берёт те самые, которые пробирают до глубин.

Наверное, таким же талантом обладала каждая участница местного фольклорного ансамбля «Сударушка». Поэтому его во всей округе любили и ждали, когда же прозвучат в его исполнении старинные фольклорные песни. Коллектив образовался ещё в 80-е годы от слияния двух любительских ансамблей — черкасского и бутовского.

Песни исполняли лелёшные, пропойные — те самые, с деревенским напевом, которые пели ещё их предки. Говорит баба Маша, что даже в коллективе различался говор и мотивы — у черкасских было своё звучание, отличное от бутовских. Репетиций и вовсе не было — сказали им, куда едут и какую песню поют, каждая дома прорепетировала самостоятельно. И это не мешало вокалисткам сливаться в мелодичное многоголосие на сцене.

Фото: Анастасия Беляева
— А бабулечки какие были зажигалочки! Очень активные, всегда выступали на местных концертах, удивляли и публику в других районах. Особенно активничали две сестры, Елена Кузьминична и Мария Кузьминична, — вспоминает успешные годы для коллектива Зоя Петровна.

Сегодня хранительниц местного фольклора осталось двое — Мария Евдокимовна Сальтевская и Ольга Ермолаевна Романькова. О любимой песне бабушки не забывают, собираются — поют, даже на сцене ещё выступают. Как-то пригласили их  выступить в бутовском ДК, а они с пылким энтузиазмом и согласились. Зал аплодировал стоя вокалисткам! Призналась нам наша собеседница, что до сих пор не может расстаться со сценой, очень скучает по тому времени, когда с коллективом разъезжала по всей Белгородчине. Не раз ансамбль становился призёром и победителем различных вокальных конкурсов, участником фестивалей.

Даже по телевизору их показывали — приезжали снимать традиционный свадебный обряд села Черкасского, который сопровождался фольклорными песнями. Он занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сватовство, смотрины, пропой, девичник, княжой пир, отводины — всё это этапы местного свадебного обряда, который растягивался на целую неделю, и на каждый — своя песня. Пели бабушки и на годовые праздники.

А изюминкой ансамбля были  традиционные наряды, доставшиеся вокалисткам ещё от их прабабушек. Каждый костюм состоял из праздничного сарафана, который называли добрым, манишки, фартука и пояса — всё ручной работы. Интересным элементом в образе были бусы из настоящего речного жемчуга. Таким колоритным нарядам больше 200 лет. Дорог сердцу Марии Евдокимовны её сценический костюм, а потому и хранит его бабушка бережно, но любопытным журналистам отказать в показе наряда не смогла.

Фото: Анастасия Беляева
— Всюду ездила, а муж всегда отпускал на гастроли, — примеряя наряд, добавляет Мария Евдокимовна, словно перед ней всплывают моменты из счастливой молодости. — Дорожил, очень радовался моим успехам.

Александр Иванович по сей день смотрит на супругу влюблёнными глазами и просит её спеть ему, шутливо добавляя: «Только дюже не фальшивь».

И баба Маша вновь затягивает песню, с которой она прошла многое… И кажется, в этой песне слышны отголоски не только её жизни, но и других поколений Черкасского, а потому ни конца, ни края у неё нет.

Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтактеОдноклассникиTelegram.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
СпортСегодня, 14:19
Вячеслав Гладков осмотрел площадку под строительство стрелкового тира в Белгороде
Материал
ОбществоСегодня, 13:00
Аллея героев в сквере «Ветеран» города Строителя пополнилась новым бюстом
Материал
ЭкономикаСегодня, 10:30
43 белгородца получили почти 11 млн рублей единовременной помощи на предпринимательство