Говоря о самостоятельности, мы чаще всего представляем карапуза, который пытается завязать шнурки на ботинках без посторонней помощи. Однако самостоятельность — более широкое понятие, выходящее за пределы самообслуживания и навыка развлечь себя. Самостоятельность — это инициативность, ответственность, уверенность в своих силах и умение ставить цели и достигать их. Кто же должен научить малыша пользоваться спичками и разогревать обед на плите, одеваться и обуваться, следить за гигиеной и отличать плохое от хорошего? В первую очередь мамы и папы, ну, а бабушки, дедушки и педагоги им в помощь.
В наших непростых условиях детская самостоятельность принимает жизненно важный смысл. Обстоятельства складываются таким образом, что дети вынуждены сидеть одни дома, учиться, заниматься творчеством и музыкой, да ещё помнить о безопасности. О ней — в первую очередь.
К сожалению, многие родители считают, что развитие самостоятельности у детей всегда соприкасается с гранью опасности. Как можно привить этот навык, если за порогом дома ребёнок постоянно подвергается рискованным ситуациям? Легко следовать грамотным инструкциям, а тут — попробуй, отпусти. Это пару лет назад его можно было спокойно отправить гулять во двор, в магазин за хлебом и в школу за знаниями. А теперь…
Как воспитывать у детей самостоятельность в наше непростое время? За консультацией обратились к психологу детского сада «Золотой ключик» Дарье Третьяковой.
— Рано или поздно, все мы начинаем приучать детей к самостоятельности. Для ребёнка — это новая ступенька в жизни. У малыша начинается этап взросления, когда он берёт на себя ответственность за сделанное или несделанное. Можно начать с самых простых поручений: помочь убрать игрушки, накрыть на стол, помыть овощи, вынести мусор и т. д. Сейчас мы живём в очень неспокойное время. Взрослые находятся на работе, а в это время дети предоставлены сами себе. Именно в этот период у них проявляется самостоятельность и забота друг о друге.
Надо сказать, что ребята, находясь в условиях постоянных атак ВСУ, гораздо самостоятельнее многих взрослых. Мамы и папы объясняют детям, как вести себя при ракетной опасности дома и на улице. Так вот, наблюдая со стороны, хочу отметить, что за это время у детей выработался инстинкт самостоятельности и самосохранения. Как только слышат звуки сирены — они не разбегаются в разные стороны, наоборот, собираются вместе и направляются в укрытия, причём, обязательно берут за руки малышей. Нет никакой паники, суетливости, на лицах — серьёзность, сосредоточенность. Они понимают, что несут ответственность не только за себя, но и за других детей на улице. В этом — несомненная заслуга родителей, педагогов, которые правильно объяснили правила поведения в чрезвычайных ситуациях. В нашей области дети стали более самостоятельными, повзрослевшими, как в вопросах обучения, так и в досуге.
И ещё. Перестаньте давить и опекать ребёнка сверх меры. Пусть он сам учится принимать решения, порой даже неправильные. Пусть испачкает одежду, но нарисует тот рисунок или сделает ту поделку, которую ему хотелось или которую поручил педагог. Главный момент — поощрение. Не безумная хвальба за всё, а именно поощрение за успехи, которых добился сам, — подчеркнула Дарья Валерьевна.
В одном из дворов города живёт бродячий пёс, дети дали ему кличку «Ананасик». Так вот, собака при звуках сирены начинает лаять и подгоняет детей к подъезду. В нашем городе даже собаки стали ответственными.
Чаще всего причина несамостоятельности ребёнка кроется в поведении его родителей. Именно они запрещают всё и вся, зато потом требуют, чтобы он сам чего-то смог сделать или добился. Гиперопека, чрезмерный контроль, завышенные ожидания и неготовность принять взросление ребёнка — вот основные причины, которые побуждают родителей пресекать детскую самостоятельность.
Многие мамы и папы живут по принципу: «лучше сделать самому, чем позволить дитю, да ещё потом за ним убирать придётся». Но воспитание самостоятельности — это талант постепенно отпускать ребёнка, принимая его взросление, способность иметь свою точку зрения, делать ошибки и учиться на них. Только так. Иначе вырастет «маменькино» дитятко, которое будет бояться шаг ступить без одобрения.
Галина, жительница города Строителя:
— Знаете, вспоминаю свои подростковые годы и диву даюсь, как это мама за меня не боялась — доверяла и практически всё мне позволяла. Вернее, обстоятельства были такими, что другого выхода не было. Взять хотя бы такой факт, что я одна в 12 лет ездила за двумя маленькими братишками в детский сад, который находился на другом конце города. Только в одну сторону ехать приблизительно минут 40-45. Ладно летом, когда тепло и комфортно, а зимой? А стоять на остановках с двумя детьми? Но ничего, справлялась. Даже мысли не возникало, что я этого не могу. В нашей семье вообще не употреблялось это выражение. Мама говорила: «Нет слова «не могу», есть слово «не хочу». Так и жили. В этом же возрасте начинала готовить самостоятельно. Помню, мама оставляла мне записку, как варить суп. До сих пор готовлю супы по этому рецепту: закипит вода с мясом — снять пенку (особенно, с ней у меня были большие проблемы), потом через час положить овощи и картофель, потом крупу. Когда мой сын был приблизительно в таком же возрасте — повторила эксперимент. Оставила пошаговую инструкцию на листе бумаги. И пусть он тоже забыл снять пенку (похоже, в нашей семье это наследственное), но вкус этого супа остался в памяти до сих пор.
Часто родители оказываются не готовы принять самостоятельность ребёнка, поэтому стремятся его оградить от жизненных проблем и попыток разрешить их. Сами всего боятся. Они опасаются, что он сделает что-то неправильно, что станет непослушным, что родители станут не нужны ему.
Придётся запастись терпением. Вспомните себя, когда предстояло сделать какое-то дело, выполнить поручение, а вы раньше к этому даже не прикасались, как поджилки тряслись. Но справились же, хотя и не с первого раза. А тут — малыш, который только всему учится в принципе. Забудьте выражения, типа: «Не трогай это!», «Не делай этого!», «Не лезь!», «Не мешай!» Не сделаете — пожнёте плоды по полной. Придётся долго ждать, когда дитя проявит инициативу. И проявит ли — вот вопрос.
Конечно, это совсем не просто, и нужно иметь стальные нервы. Но если не начинать приучать малыша сейчас к самостоятельности через «не могу» и «не хочу», то вам до пенсии придётся за него завязывать шнурки на ботинках и застилать кровать, не говоря уже о том, чтобы он сам смог принимать более решительные действия.
Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.