Родителям кажется, что сказки — это чтение для совсем маленьких детей, ведь они наивны и будут неинтересны современному ребёнку. Поэтому читать их не нужно. В них информации значительно меньше, чем в энциклопедии. Чтение сказок можно заменить планшетом, компьютерными играми, мультфильмами. И время своё родителям тратить не нужно.
«В некотором царстве, в некотором государстве…» или «Жили-были…» — именно так, или почти так, начинаются сказки. От этих фраз в груди всё сжимается от предвкушения чудесного повествования: начинаются волшебство, весёлые приключения, фантастические перевоплощения и победа добра над злом.
Недавно стали свидетелями вот такой забавной истории. В автобусе едут бабушка с внуком, лет шести, и листают книжку.
— Кто это? — спрашивает бабушка, показывая на картинку.
— Тётя доктор, — уверенно отвечает внук.
— Нет. Посмотри внимательнее. Около него собрались больные звери, а потом он отправился в далёкое путешествие спасать зверят. Из какой сказки этот доктор? Может, ты слышал про доктора Айболита? — пытается навести бабушка малыша на правильный ответ.
Но ребёнок смотрел на неё непонимающим взглядом. Смешно и грустно одновременно. Тут как-то сразу всплыли в памяти мероприятия, которые проводились с детьми, где специалисты задавали им вопросы на знание героев русских народных сказок, а те хором называли всех мультяшных монстров, но только не Колобка с Машенькой. Получается, для современных детей Мойдодыр, Золушка, Буратино, Карлсон — пустой звук. Они совсем не знают сказок. Почему же родители им их не читают?
Современные родители порой слишком сильно боятся нанести детям травму: и вот уже произведения Чуковского кажутся им жестокими, а некоторые советские мультики неэтичными. Другие считают, что сказки устарели. Мир-то изменился, он стремительно развивается, а сказки не отвечают требованиям современности и не соответствуют новым жизненным приоритетам. В результате родители приходят к мнению, что сказки будут неинтересны их ребёнку, и читать их не нужно. К тому же, взрослые всё представляют очень натуралистично и пытаются увиденное и услышанное перенести в реальную жизнь и понять, как бы это выглядело в действительности. Но дети так не мыслят.
В противовес этим теориям хочется доказать обратное. Задумайтесь, почему сказки живут так долго? Компьютерные игры меняются каждый сезон, то одни популярны, то другие. Долголетие же сказок связано с тем, что в них заложены основные жизненные законы и ценности — доброта, дружба, взаимовыручка.
Мы обратились к многодетной маме, психологу, психотерапевту, действительному члену ассоциации психологов г. Белгорода «Свет Белогорья» Светлане Невинных и попросили её прокомментировать нежелание родителей читать детям сказки.
«В век новых технологий родителям стало проще просвещать своих детей, в том числе и читать сказки. В помощь — умные колонки, игрушки, которые воспроизводят аудиосказки и даже книжки, которые «разговаривают» за родителей. Безусловно, это очень удобно — нажал на кнопку и занимаешься своими делами. Но есть одно «но», когда ребёнок слушает аудио-сказку, отсутствует коммуникация между ребёнком и родителями. Во время чтения книги, а особенно сказки, мама может не просто прочитать текст с выражением и интонационным окрасом, но и обсудить её, отметить важные моменты, рассмотреть картинки, найти персонажа сказки, спросить о его характере, эмоциях, которые были у героя в сказке, и причинах его поведения. Эти беседы очень хорошо влияют на когнитивное развитие ребёнка (восприятие, анализ информации об окружающей действительности, внимание, память и речь). Если ещё попробовать повторить походку персонажа сказки или его движения — это разовьёт координацию, моторику да и можно повеселиться всей семьёй. Это позитивно влияет на психоэмоциональное благополучие семьи. Если читать сказки всей семьёй, распределяя роли, получится семейный театр. Нужно понимать, что чем раньше мы найдём общий язык и интересы с ребёнком, тем легче будет нам, как родителям, переживать кризисные этапы взросления наших детей (и особенно подростковый возраст). Сказки — это наша история, которую в адаптивной форме мы передаём из уст в уста от старших к младшим. Знания и опыт наших предков позитивно влияют на новое поколение. В психологии очень развито направление — сказкотерапия, она помогает взрослым научиться разговаривать с детьми на их, детском языке и улучшает контакт родителей и ребёнка», — отметила Светлана Анатольевна.
Практически в любой волшебной сказке добро и зло воплощены в конкретных образах и поступках, ведь добро и зло пронизывают нашу жизнь, а склонность к тому и другому присуща каждому. Именно эта двойственность ставит перед человеком проблемы из области морали, и разрешение их не даётся без борьбы. Положительный персонаж в волшебных сказках весь как на ладони. Малыш не задаётся вопросом: «Хочу ли я быть добрым?» Он спрашивает себя: «На кого я хочу быть похожим?» Решение принимается, когда он полностью отождествляет себя с определённым персонажем. Если этот сказочный персонаж воплощение добра, то ребёнок решает, что тоже хочет быть хорошим.
Евгения, мама трёхлетней Анастасии:
«В нашей семье сказки читают, но современные. Нам с мужем не нравятся Чуковский, Маршак, Барто, Михалков, считаем, что они устарели. Вы читали „Муху-Цокотуху“? Да это же настоящий триллер! Для нашей малышки мы выбираем психотерапевтические сказки, где разбираются различные жизненные ситуации, и нашей дочери самой приходится делать выбор в пользу того или иного персонажа. Считаю, что это как раз то, что нужно современным детям».
Издавна сказки существовали вовсе не для развлечения. И тем более не для забавы детей. В них зашифрованы взрослые, философские смыслы. Просто детворе мы открываем их не все, а только те, что им необходимы на данном этапе развития. Какой бы фантастичной и неправдоподобной ни представала сказка — это далеко не только вымысел. Она обусловлена действительностью, историческим прошлым народа, его настоящими бедами и горестями, его запросом на справедливость в будущем.
Для детей сказки нужны как воздух! Они способны скорректировать поведение ребёнка, развить эмоциональный интеллект, творческое мышление, способность думать. Это инструмент, который позволяет не наказывать, а воспитывать малыша словом.
Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.