Когда-то здесь жизнь кипела как в муравейнике. Кирпичная пятиэтажка, которую более полувека назад построил для своих работников Яковлевский комбинат стройматериалов, верой и правдой служила людям. Здесь рождались и вырастали дети, выходили замуж и умирали, старились, живя надеждой получить отдельную благоустроенную квартиру.
Но те времена, когда бесплатное жильё давали практически всем подряд, благополучно остались в истории, а вместе с ними канул в Лету и легендарный ЯКСМ. С годами в ведомственном общежитии селилась разношёрстная публика, и в отличие от соседней пятиэтажки комбината ЖБИ-3, оно так и не стало малосемейным, не подвергалось капитальной реконструкции, а наоборот, рушилось и ветшало. Его то и дело латали, но радикально это проблему не решало.
Сколько лет власти грозились расселить этот «рассадник социализма», и только с появлением в стране программы переселения из ветхого жилья люди из этого «человейника» переехали в новые благоустроенные квартиры в ЖК «Яковлева Роща».
Многие так и побросали здесь оказавшиеся ненужными в новом жилье вещи. Сиротливо стоят в некоторых комнатах старые диваны, дедовские серванты, всюду разбросаны личные вещи, поношенная обувь, даже детские игрушки. Всё это напоминает известный блокбастер, когда одномоментно исчезло всё население планеты.
В последнее время жильцы соседних домов буквально засыпали редакцию, городские паблики жалобами на творящиеся в заброшке безобразия. Якобы здесь обжились бомжи, сюда тянет молодёжь – непонятно за какими целями. А на днях на верхнем этаже ещё и пожар случился.
Отправляясь на Кривошеина, 5, мы как чувствовали, пригласили с собой участкового. И не прогадали! Пока с капитаном Лебедевым мы намечаем план обхода на крыльце заброшенного здания, входные двери которого открыты всем ветрам, из окна одного из этажей вылетел одноразовый шприц. Такое начало нас откровенно взбодрило.
Следом изнутри показались и первые визитёры. Парень и две девушки, увидев нас, поспешили удалиться, но были остановлены сотрудником правопорядка. Ребятам по 15-16 лет, у парня с собой даже оказался паспорт. Он оказался местным, а девушки, по их словам, приехали из Белгорода погулять.
— Вам самим не странно это слышать: приехать сюда из Белгорода, чтобы погулять по заброшенному аварийному зданию? — недоумённо поинтересовались мы.
- Нет, а что, - не растерялась размалёванная под эмо девица. - Ничего более интересного не нашли, и по совету друзей забрели сюда.
Опытного полицейского, как видно, интуиция не подвела. И на просьбу показать, что у ребят в барсетках, на поверхность стали выплывать не только косметика, разные личные безделушки, монеты, но и…
- Да у нас ничего нет, только «жижа»… - растерянно истерит парнишка.
- Простите, что такое «жижа»? – шепчу на ухо едва слышно участковому. Ответ – жидкость для курительных аппаратов, вейпов.
А вот и сами бутылочки появились со дна сумочек. А следом – и аппараты для курения жидкостей.
- Родители знают, что вы курите это? – спрашивает Сергей Юрьевич. Вместо ответа – опущенные в пол глаза. – Набирайте родителей со своего телефона, говорить буду я.
Что любопытно, в обоих случаях мамы подростков не особо были удивлены услышанным от полицейского: не разрешали, конечно, курить, но знаем, что покуривает… Сногсшибательная (простите уж за каламбур относительно вейпа) позиция родителей, которых участковый приглашает к себе в кабинет, чтобы вернуть электронные устройства. А нам поясняет, что официально продажа, курение подобной гадости запрещены. Долго эта тема не получала законодательного подкрепления, и всё же Госдума приняла такой законодательный акт. Но попробуй применить данный закон в реальности, если подростка не застали за курением. Почему и приходится изымать и возвращать потом родителям.
- У нас весь кабинет забит этими новомодными устройствами, штук двести, наверное, - улыбается Сергей Лебедев, - главное, что большинство потом за ними не приходит, как будто чувствуя некую вину в недостаточном воспитании детей.
Не успели отпустить восвояси одних, как в коридоре первого этажа наткнулись на следующую парочку. Молодой человек и девушка, как оказалось, тоже из Белгорода. Тут мотивировка оказалась более «железной»: в Белгороде постоянно прилетает, а тут спокойнее, вот и приезжаем. На просьбу показать содержимое своих наплечных сумочек, оба явно замешкались, а девушка попыталась спрятать заточенный сапожный нож в широкий рукав своего худи. У обоих оказались те же вейпы, а у парня ещё и выкидной нож.
И если девушка понимала, что лучше проявить спокойствие и благоразумие в их ситуации, то молодой человек по имени Михаил сразу пошёл ва-банк: не отдам вейп, это моя собственность, купленная на мои деньги! А нож – это не холодное оружие, так что я ничего не нарушил. Грамотная нынче пошла молодёжь!
Позже, уже обсуждая итоги рейда, прямо спросили капитана полиции: нож только тогда будет признан холодным оружием и орудием преступления, если этот ретивый парень кому-то его воткнёт в бок? (А у нас вообще правомерный вопрос: зачем носить с собой нож, если ты не намерен им воспользоваться?) Как оказалось, так и есть. Если же учесть, что юноша довольно горяч, с гонором и не очень «фильтрует разговор», особенно со взрослыми, - такое развитие событий не исключено. По крайней мере, он готов был стоять до конца, вцепившись в свою сумку.
Ну, а мы также звоним матери подростка, которая, естественно, отказалась по состоянию здоровья приезжать из посёлка Дубовое. Изъятые «дурные агрегаты» всё же отправляются в машину участкового, а подростки после профилактической беседы покидают помещение с обещанием никогда сюда больше не приезжать…
Слухи о том, что в заброшке поселился бомж, оказались сущей правдой. Это нам подтвердила третья спускавшаяся по лестнице парочка ребят, как выяснилось, старшеклассников одной из местных школ.
- И часто вы сюда приходите? – спрашиваем подростков, у которых, к счастью, ничего запрещённого при себе не оказалось.
- Да нет, иногда приносим хлеба живущему тут мужчине. Он добрый!
Просим ребят сопроводить нас на третий этаж, в апартаменты отшельника. Мужичок оказался и не такого уж бомжацкого вида, правда, некрепко стоял на костылях. Питается, «чем бог пошлёт», да что ребята принесут. Хотел устроиться на работу — подвернул ногу. На вопрос, как можно жить в условиях, когда в здании нет ни воды, ни электричества, ни туалета, отвечает, что по нужде бегает в лесок (побегаешь, кажется, на костылях), а воду товарищ приносит в баклажках.
Как оказался тут, когда все выехали? Снимал комнату, хозяин, как и другие жильцы, получил новую квартиру и переехал, а он так и остался — мол, жить негде.
— Знаете, что недавно тут был пожар?
— Знаю.
— А чего курите в комнате, ещё один хотите? — Да я в постели не курю, и всё убираю за собой. На первом этаже жил, но там мыши, пришлось подняться повыше.
Съехали жильцы, опустело пятиэтажное здание и оказалось никому не нужным. В самом центре города, в 3 минутах ходьбы от центральной площади. Это ли не образец нашей бесхозяйственности?!
Если учесть то обстоятельство, что свободной земли под застройку в городе не осталось, муниципалитет должен быть заинтересован в этом участке. Но попробуй найти в сегодняшних обстоятельствах надёжного инвестора-застройщика, который бы снёс эту заброшку, вывез все стройматериалы и построил что-то новое (в чистом поле-то строить проще). Хотя, с другой стороны, бывшее общежитие стоит на всех готовых коммуникациях, начиная от газа и заканчивая канализацией. И это, безусловно, и облегчает, и удешевляет строительство.
По крайней мере, администрация округа в своём ответе возмущённым горожанам уверяет, что снос здания запланирован. В настоящее время ведётся поиск подрядчика с соответствующей лицензией и необходимой техникой.
Как нам удалось выяснить, после выселения людей коммунальщики уже пытались поставить здание на консервацию и сохранить весь конструктив. Но как только было разбито стартовое окно на первом этаже, процесс пошёл быстрее, и сейчас практически ничего целого здесь не осталось. Любители лёгкой наживы режут радиаторы отопления, трубы, срывают и уносят элементы отделки. Как ещё пластиковые окна не повытаскивали? Да и на старые диваны никто не покусился.
Круглосуточную охрану тут не поставишь, но молодняк уже протоптал сюда тропу. Жалуются и выражают беспокойство и жильцы соседнего дома № 3, и частного детского сада. Да и вообще, кругом такое безобразие: вся территория в осколках стёкол, под окнами старые матрасы, газоны заросли травой…
Повреждённое и едва держащееся «на соплях» остекление легко может осыпаться вниз, и где гарантия, что внизу в этот момент не окажутся прохожие, не будут гулять дети. Как поделилась в соцсетях Ольга Маликова, весной она лично вызывала полицию, так как с 5 этажа «какие-то малолетние недоумки швыряли прямо на головы людям кирпичи». Почему мы вечно ждём первой беды?
Ну, а что сейчас, сегодня? Сейчас нужно срочно законсервировать здание. Оградить надёжным забором, закрыть все металлические двери и задраить фанерой все окна первого этажа. (В столичных городах, например, чтобы не портить облик города, объект обтягивают баннерами, имитирующими действующее здание). Любыми способами следует прекратить сюда доступ людей!
Очень хочется надеяться, что и наш совместный с полицией рейд разнесёт молву о том, что сюда лучше не соваться. Уже при нас молодые люди пытались незаметно подавать знаки своим сверстникам за окном, чтобы те поскорее уносили ноги отсюда. Если учесть, что наступает лето с каникулами, - можно себе представить, какие потоки праздно шатающихся сюда устремятся.
И ещё. Где все эти молодёжные активисты, специалисты по делам молодёжи, отдел спорта? Они сегодня пишут красивые проекты, устраивают интересные акции, выкладывая всё в соцсети, тусуются с подающей надежды молодёжью. А те, кто не подаёт надежды, – ими кто будет заниматься?
Мы не раз задали молодым людям, на которых наткнулись на заброшке, простой вопрос. В городе столько игровых площадок, спортивных и культурных сооружений, парков – чего вас тянет сюда? Ответ был прост до безумия: здесь интересно! Что именно? Необычно, драйвово. А раз так говорят они сами, значит, это нужно учитывать при организации работы с молодёжью.
- Очень многое зависит и от родителей, - добавляет Сергей Лебедев. – У меня самого двое парней, первому – как раз 16, и я знаю, о чём говорю. Больше нужно интересоваться, чем занят твой ребёнок, где он находится в то или иное время, с кем гуляет, во сколько возвращается вечером. А то родители полностью погружаются в собственную жизнь, прикрываются занятостью и необходимостью зарабатывать на жизнь, а дети предоставлены сами себе.
Вырастут наши дети, и большинство забудет, как вольготно проводило юные годы в заброшенном здании. А кому-то, не исключено, этот «экстрим» сломает жизнь. Навсегда. Мы будем сожалеть, но ничего изменить не сможем. Увы. Изменить ещё можно сегодня…
Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.