У большинства обывателей строительство Байкало-Амурской магистрали, 50-летие которой отмечается в этом году, ассоциируется не иначе как с романтикой. Но кто был там, кто лучшие годы отдал возведению этого, без преувеличения, стратегического для страны объекта, наверняка воскликнет: БАМ – это адский труд, а романтика – она больше для кино.
Не понаслышке знает об этом и Раиса Власик, шестнадцать лучших лет своей жизни отдавшая «стройке века». И не кем-то в конторе, а машинистом-компрессорщиком! Сварщиком 6 разряда работал на БАМе и муж Раисы Александровны Станислав, безвременно ушедший в мир иной.
Она из Ростовской области, из того района, что граничит с Украиной, он – из некогда братской республики. Не успели пожениться – страна призвала на комсомольско-молодёжную стройку. И по комсомольской путёвке молодожёны отправились на строительство Северомуйского тоннеля.
- Мы были молоды, энергия ключом била, - вспоминает Власик. – Думали, мир способны перевернуть. Нам и там трудности пустяковой мелочью казались, потому что любили с мужем друг друга, не акцентировались на мелочах.
Трудности их подстерегали уже в самом начале. Прибыли в Улан-Удэ, и как раз нарвались на снежные заносы. Кое-как потом на перекладных добрались до посёлка Новый Уоян. Жить прибывающим было негде. Спасибо, знакомая семья врачей приютила у себя в общежитии. По совету друзей остались в Н. Уояне, здесь, по крайней мере, уже были школа, больница, столовая, бараки сборно-щитовые.
- Какая там романтика, которую показывали в советском кино! Реально трудно было там. Но люди были добрые, честные, бесхитростные, с открытыми душой и сердцем. Мы жили как одна семья, - вспоминает Раиса Александровна.
Уже в эти дни, прокручивая «плёнку» старого кино, наша собеседница вспоминает со слезами на глазах условия, в которых приходилось жить тогдашним «романтикам»:
- Жили во времянке, ковёр на стенку не повесишь. Я работала мастером участка. Строилась железная дорога, параллельно возводили усиленными темпами дома для рабочих. В один из дней мне предложили перейти на работу в компрессорную, мол, и зарплата выше вдвое, и работа сменная. Согласилась, конечно.
Это были 80-е годы прошлого столетия. И те очевидные трудности оказались цветочками по сравнению с тем, что их ждало впереди, в приснопамятно известные 90-е. Когда БАМ откровенно забыли, бросили на произвол судьбы тысячи людей, которых туда командировала страна. Но некогда великой державы уже не было, а выживать бамовцам как-то нужно было.
- Зарплату выдавать перестали, как и по всей стране. Правда, наша организация трест "НАТС" рабочих поддерживала. Под зарплату начали тогда продукты выдавать. Завозили овощи, капусту, картофель, муку, из наших азиатских республик везли соки. Я в 40 лет научилась хлеб дома печь, ещё и всех знакомых угощала, - вспоминает Раиса Власик. – Тяжко было. Люди спиваться начали. Нас бог миловал не скатиться в эту пропасть.
Тогда они всё серьёзнее стали задумываться о переезде на Большую землю. На выбор предложили три варианта: Новую Каховку, что на Украине (сами удивляются, как туда не подались), Шебекино и Строитель. Остановились на последнем.
Но и тут радости не прибавилось. 90-е по всей стране катком прокатились. Они с мужем, двое детей, деньги на сберкнижке есть, а снять их невозможно. Хоть в петлю полезай. Пошла тогда Раиса Александровна к Ивану Васильевичу Бойченко, так тот нашёл вариант, как семье получать продукты в прикреплённой точке, а со счёта за это списывались «замороженные» деньги. Только так, признаётся наша собеседница, и выжили.
Нелёгкая судьба выпала на долю нашей собеседницы. Вслед за мужем погиб и сын Раисы Александровны. И если бы не дочь (Яна живёт с мамой на одной улице), зять, она даже не представляет, как бы сегодня складывалась жизнь уже немолодого человека, обременённого проблемами со здоровьем.
Впрочем, то поколение не привыкло роптать на трудности. Вот и Раиса Власик не намерена унывать. Когда становится чуть лучше самочувствие, приходит тепло, заводит после зимы и выкатывает со двора свой автомобиль и отправляется по делам. Никого не напрягая и чувствуя себя в своём естественном состоянии. Как привыкла быть самостоятельной и независимой ещё там, в глухой тайге, на великой стройке, которой гордилась вся страна и от которой остались ныне лишь самые тёплые воспоминания…
Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.