Сокращение летних каникул в школах с 2024 года вызывает противоречивые мнения учителей и родителей. В то время как некоторые видят в этом плюсы в виде улучшения образования и удобства для родителей, другие опасаются негативных последствий, таких как усталость детей и дополнительная нагрузка на педагогов.
Вроде до лета ещё далеко, но вновь заговорили о возможности сокращения летних каникул. Депутат Госдумы РФ Виталий Милонов подготовил новый законопроект «О сокращении каникулярного времени». В документе предлагается сократить летние каникулы до одного месяца. По словам депутата, школьники неразумно расходуют трёхмесячный отдых и становятся менее способными, забывая школьную программу. Интересно, как к данной инициативе относятся яковлевцы?
Исторически продолжительность каникул была обусловлена желанием дать детям возможность отдохнуть и развиваться в других направлениях: спорте, творчестве, искусстве и т.д. В СССР такой график отдыха приняли не случайно. Летом старались разнообразить отдых маленьких граждан и дать им возможность переключиться со штудирования учебников на физическое и творческое развитие. Но сейчас ситуация изменилась. Может, требуется пересмотр времени отдыха школьников? К тому же, психологи считают, что сокращение летних каникул позитивно отразится на жизни учащихся, их родителей и педагогов. Лишние недели отдыха с летних каникул, по их мнению, лучше перенести на осенний и весенний периоды.
Исследовать вопрос о пользе и вреде летних каникул решили эксперты РАНХиГС. Они проанализировали данные о травмах и детской смертности в течение всего года. Учёные пришли к выводу, что школьники в это время больше подвержены опасности, так как много времени проводят без присмотра взрослых.
С июня по август смертность среди детей 5-9 лет возрастает на 21%, у подростков от 10 до 14 лет - более чем на 30%, а у старшеклассников с 15 до 19 лет - на 19%. Изучив тенденции в других странах, эксперты пришли к выводу, что там из-за сокращённого периода отдыха таких скачков не происходит. Дети постоянно находятся под присмотром, что снижает показатель.
Конечно, с учёными не поспоришь, и статистика вещь упрямая. Но всё же, было интересно узнать мнение непосредственных участников образовательного процесса. Мы обратились к ним и попросили высказать свою точку зрения.
Татьяна Алексеевна Золотарева, руководитель управления образования администрации Яковлевского городского округа:
«Согласно статье 34 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся общеобразовательных организаций предоставляются академические права на каникулы. По календарному учебному графику продолжительность учебного года у школьников составляет от 33 учебных недель (первоклассники) до 35. На протяжении учебного года школьникам даётся 30-35 дней отдыха (осенние, зимние, весенние каникулы) и остаётся 3 месяца на летние каникулы, которые школьники используют для разгрузки и отдыха. Безусловно, за время летних каникул дети выпадают из привычного учебного графика, многое забывают. Но все учителя по всем предметам первые недели учебного года дают материал для повторения, и так ребёнку гораздо проще вспомнить его. Исходя из этого, бояться большого летнего перерыва не стоит».
Татьяна Николаевна Золотова, директор гостищевской школы:
«Необходимо летние каникулы оставить в том объёме, который существует. Это вопрос проведения оздоровительной кампании - более 50% детей имеют проблемы со здоровьем, и именно летом у родителей есть возможность их решить. Также важно и психологическое состояние обучающихся. Летний период - это время разгрузки и перезагрузки».
Олеся Николаевна Поспелова, учитель русского языка и литературы гостищевской школы:
«Считаю, что нельзя лишать детей летних каникул в том объёме, в котором они существуют. Во-первых, те необходимы для оздоровления, поэтому при уменьшении сроков каникул резко увеличится нагрузка на детские оздоровительные учреждения (лагеря, санатории и т.д.). Во-вторых, детям нужно провести время с родителями, но с трудом можно представить себе, что всем родителям одновременно дадут отпуск в один из летних месяцев».
Анна Анисимова, ученица 10 класса гостищевской школы:
«Я считаю, что сокращение летних каникул не пойдёт детям на пользу. Большинство детей за летние каникулы находят новые увлечения и хобби, которые в дальнейшем могут помочь с выбором будущей профессии. Мы больше гуляем на свежем воздухе, проводим время со своими родителями, ездим на море и общаемся с друзьями. Это положительно влияет в первую очередь на здоровье. К тому же, летом из-за сильной жары работоспособность снижается, и переутомление наступает быстрее».
Ирина Сергеевна Достова, мама восьмиклассника, десятиклассницы гостищевской школы и студентки БелГУ:
«Я категорически против сокращения летних каникул. Весь учебный год дети получают колоссальную нагрузку, не успевая при этом полноценно отдохнуть, а ведь отдых - это одна из самых важных потребностей человека. Когда ещё, как не на летних каникулах, ребёнок может выспаться, пообщаться с друзьями и родственниками, найти время для своих увлечений, саморазвития, прогулок, поездок, справиться с накопившимся за учебный год стрессом? Как мама троих детей, я вижу, насколько тяжёл их повседневный учебный труд. Отдых должен быть соразмерен труду! Дети нуждаются в длительных каникулах, и это совершенно не говорит о том, что те будут бездельничать, они будут проводить время с пользой для себя».
Одним из главных аргументов в пользу сокращения летних каникул сторонники называют улучшение образовательного процесса. Большой перерыв в учёбе, якобы, приводит к потере учебных навыков и знаний. Более короткие каникулы позволят сохранить уровень знаний и сократить время на их повторение после длительного перерыва. Возникает вполне резонный вопрос: почему все прошедшие десятилетия дети быстро восстанавливали свои учебные знания и навыки, буквально, в течение первой недели после начала учебного года, а теперь это стало какой-то нерешаемой проблемой?
Ещё одним моментом, вызывающим опасения, является дополнительная нагрузка на учителей. Сокращение летних каникул означает сокращение времени на подготовку к новому учебному году, разработку учебных программ и планов занятий. Это может привести к снижению качества образования и перегрузке педагогов, что отрицательно скажется на их работе и мотивации. К тому же, и родителям требуется отдохнуть от домашних заданий. Главное, не оставлять детей без присмотра, потому что главный враг ребёнка – безделье.
Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.