Разные пути-дороги приводили людей почти полвека назад на БАМ. Впрочем, самих дорог-то в том таёжном краю почти не было. Этим смельчакам только предстояло их прорубить сквозь лесную толщу. Движимые романтикой, собирали они чемоданы и рюкзаки и отправлялись на край света. Так, по крайней мере, выглядел тогда Забайкальский край.
Николай Тымуш родился на Украине, в западной Львовской области. Закончил среднюю школу, получил в ПТУ специальность слесаря по ремонту оборудования. Была одна большая страна, и ребята со всех её уголков по призыву комсомола получали путёвки на стройку века, как её потом назовут, - на Байкало-Амурскую магистраль.
- Честно сказать, я на юридический факультет в Харькове трижды поступал, - признаётся Николай Григорьевич, - но по литературе слабые знания были, на троечку. Последний раз срезался на поэме Шевченко.
Но Тымуш не серчает на судьбу. Говорит, получил в жизни хорошую специальность, стал наладчиком сварочных аппаратов 5 разряда. Работал на вагоноремонтном заводе. И как только в популярном тогда журнале «Огонёк» появилась статья о старте комсомольско-молодёжной стройки, что-то ёкнуло в сознании молодых людей – Николая Тымуша и его друзей.
- Уволились с работы, взяли билеты и махнули с ребятами в Иркутскую область, - рассказывает наш собеседник. – Нам выдали путёвку в «Ангарскстрой». 24 молодых парня высадились вертолётами в ближайшей деревне. Это был 209-й километр от станции Лена (ныне – Усть-Кут). Стояло лето, но перед нами поставили задачу разбить посреди тайги посёлок к предстоящей зиме. Назовут его Ульканом, по названию близлежащей железнодорожной станции на БАМе, что в переводе означает «Чистая вода».
То, что вода в тех краях кристально чистая, нет никакого преувеличения. Она не просто прозрачная, но и ледяная, невозможно войти – сковывает ноги. Но молодые и крепкие парни умудрялись залезать в неё и плавать.
Приехали практически на чистое место. Единственное, что было – это сельский клуб, где «новобранцев» и разместили. Поначалу жили в нём, спали в спальниках. В школе разместилась столовая. Что могли увезти, привезли с собой, остальное доставили вертолётами. А когда приморозило и выпал снег, потянулись караваны с грузом и техникой. Развернули мехотряд, даже собственную пекарню устроили.
- Так фактически вы были совсем первыми? – спрашиваем мы у Николая Тымуша.
- Перед нами поставили задачу – разбить лагерь и организовать приём строительных бригад. Что мы и делали. Мой друг, например, владел бензопилой, он и стал первым бригадиром лесорубов. Начали валить лес, пробивать просеку под будущую железную дорогу. А я поначалу грузчиком был, ездовым, управлял повозкой. Это уже потом сделали плотником, когда прибыли щиты и мы начали строить столовую, собирать щитовые дома-общежития. Когда прибыл отряд из 400 человек, практически всё было готово к их приёму и жизни в тайге.
И вот тут последовали масштабные работы: строители отсыпали дорогу, по которым шёл рельсоукладчик и оставлял звенья железной дороги. Рабочим на земле оставалось лишь подгонять и соединять рельсы воедино. Сколько было радости, когда в 1978 году сюда пришёл первый поезд!
- К тому времени я работал уже бригадиром ИСО, - рассказывает Николай Григорьевич, - возводил искусственные сооружения. То есть под дорожным покрытием устраивались отводы для воды, их очень много делалось по маршруту. На стройку в те годы ехали целыми семьями. Их принимали в 4-квартирные домики, для одиноких были построены общежития барачного типа на 60 человек. Никто не ждал для себя особых условий и уж тем более комфорта, люди были счастливы быть причастными к строительству БАМа.
Старшее поколение до сих пор любит и пересматривает популярный фильм «Девчата». Так и Николай Тымуш, придя в столовую, обратил внимание на очаровательную девчонку за кассой – Надю Кирякову. А она, судя по всему, положила глаз на Колю. Он с Украины, она – простая уральская девушка. Начал ухаживать. А потом и комсомольско-молодёжную свадебку сыграли.
Расписываться ездили в соседний посёлок. Одежду к церемонии, включая фату, заказывали, всё это новобрачным доставили вертолётом. Гуляли весело, полная столовая народу набилась. А вообще, уточняет наш собеседник, на стройке был сухой закон.
Подмечено, такие люди находятся, как правило, в тени, не особо придают значения собственным заслугам. Вот и Николай Тымуш, человек, отдавший БАМу 45 лучших лет своей жизни (и супруга только на год меньше), скромно вымолвил на нашего предложение рассказать о «стройке века»: да что там рассказывать, просто работал! Но невольно задумываешься о том, что вряд ли просто работающий человек заслужил бы ряд государственных наград: медали «За строительство БАМа» и «За доблестный труд», орден Дружбы народов. Да и Надежда Ефремовна удостоилась медали «За строительство БАМа».
- Работы было много! Построили одну ветку. Взялись за вторую. Строили дорогу, всю остальную инфраструктуру, котельные, социальные объекты. Я тогда прорабом работал.
В 90-х они стали задумываться о тёплых краях, возраст всё-таки. К тому времени у Тымушей росли двое сыновей. Лихие 90-е и развал страны отразились и на великой стройке. Многие объекты заморозили, бамовцы вынуждены были лесом заниматься, чтобы как-то выжить. Это в наши дни там обнаружили газовое месторождение, и работа у людей появилась.
Продали Тымуши всё, что у них было в тех краях, и купили готовый домик в Строителе, в микрорайоне «Журавлик». Не на Бамовской улице, правда, но рядышком.
В следующем году Николаю Григорьевичу исполняется 75 лет. Он необычайно бодр и подтянут, ещё и подрабатывает в МУП «Благоустройство». Не сидится дома. Супруга же занимается домашним хозяйством. Три внучки – вот отрада бабушке и дедушке в любое время! Четыре с половиной десятка лет невозможно вычеркнуть из жизни, а потому Николай Григорьевич внимательно следит за тем, что происходит «там», в Забайкалье. Хорошо, что есть группа в соцсетях «Бамовское содружество».
- Вот только что вычитал у ребят, что в том месте, где мы когда-то высадились, установили стелу. Останется память потомкам, - подытоживает Николай Тымуш.
Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.