- Любовь к профессии мне привила мама. Помню, девчонкой по выходным ездила вместе с ней в интернат для слабослышащих детей, где она работала воспитателем. Там я поняла, что детей нужно принимать такими, какие они есть, дарить им свою любовь, заботу и давать знания, - начала нашу беседу учитель начальных классов первой городской школы Людмила Анатольевна Мартыненко.
Педагогический стаж учительской династии Людмилы Анатольевны насчитывает 355 лет, из них 23 года составил педстаж самой Людмилы. И работа по сбору данных продолжается. Выбор профессии у неё произошёл на подсознательном уровне – сыграл роль зов предков.
Основу династии заложил её прадедушка Алексей Андреевич Шелковой. Прежде чем стать учителем, он служил в царской армии, работал в канцелярии, принял участие в Киевской экспедиции государственных бумаг в качестве заготовителя. Только в 44 года устроился в Новоосколькое педучилище преподавателем музыки.
Его супруга (прабабушка Людмилы), Мария Григорьевна, в 1908 году окончила Острогожскую женскую гимназию. После получения образования стала работать учителем начальных классов в Тютюнинской школе Бирючинского уезда. И куда бы ни забрасывала их судьба, она всё время учила детей грамоте или заведовала начальной школой. Эти редчайшие сведения правнучка узнала из их автобиографий и личных дел. У неё на руках есть уникальный документ – свидетельство о крещении, датированное 1887 годом.
У супругов Шелковых было трое детей, и все трое – педагоги. Один из них дедушка Людмилы – Валентин Алексеевич. Его супруга Пелагея Ивановна всю жизнь проработала фельдшером в сельских больницах. У них родилось четверо детей, все девчонки, двое из них пошли по стопам отца и стали педагогами.
Свою педагогическую деятельность Валентин Алексеевич начал после окончания Новоосколького педучилища в Репьёвской школе Волоконовского района, где сначала учил ребятишек русскому языку, а затем стал директором. Позже получил образование в Старооскольском учительском институте. В 70-х годах прошлого столетия семья перебралась в Гостищево. И Валентин Алексеевич вёл уроки географии. Он всю свою жизнь отдал педагогике.
- Дедушка был сама доброта. Могу только представить, как его любили дети. Он был с ними на одной волне. Многие ученики и коллеги пришли проводить его в последний путь и искренне благодарили за знания, опыт и частичку сердца, которые он дарил каждому. На протяжении всех лет работы в школе дедушка всегда пользовался огромным уважением. Знаю, что его помнят и сегодня, - говорит наша собеседница.
Две его дочери, Любовь и Галина, тоже избрали учительскую стезю. Галина Валентиновна, учитель математики и физики, долгое время работала в районном управлении образования. Любовь Валентиновна (мама Людмилы) выбрала дошкольное образование и более 40 лет отдала дошколятам, причём, работала с «особенными» детьми, теми, кто плохо слышит.
- Мама, старшая сестра Галина, которая тоже стала педагогом и победителем областного конкурса «Учитель года-1995», и тётя Галя стали моими первыми наставниками. Своим личным примером они открыли для меня эту профессию, - делится Людмила Анатольевна. – Учителю нужно уметь общаться с детьми. Это качество либо есть в человеке, оно дано ему природой, либо его нет. Детей не обманешь, они очень тонко чувствуют фальшь.
После 9-класса Людмила окончила Белгородский педколледж. Обретя профессию, решила свои силы попробовать в интернате для слабослышащих детей, где начинала с воспитателя группы продлённого дня. Через два года ей доверили полноценно вести уроки. За это время она научилась совмещать сострадание и требовательность, без этого невозможно было дать знания детям.
Именно благодаря настойчивости тёти Галины Валентиновны поступила в пединститут и успешно его окончила. С 2009 года продолжила свою педагогическую деятельность в школе № 1 города Строителя учителем начальных классов.
Не обошло стороной нашу героиню и семейное учительское окружение. Её супруг Юрий Александрович тоже по профессии педагог, одно время работал учителем физкультуры в школе села Быковки, а сейчас возглавляет детский лагерь «Берёзка». Людмила шутит, что в случае необходимости можно открывать свою школу, где уроки будут вести её родные учителя-предметники.
- Я горжусь своими корнями, своими предками, - отметила Людмила. - Они вызывают у меня чувства глубокой признательности и преклонения. Смогли выстоять и вынести на своих плечах боль и разруху, голод и лишения, войну и смерть, но всегда находили в себе силы и смелость нести главную идею педагогики – просвещение.
Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.