- Какой вопрос Вам задают чаще всего окружающие?, - прямо с порога спросили мы в надежде на догадливость Домнику Купцову.
Но, как известно, что необычно для одних – вполне очевидно для других. И наша гостья, немного подумав, смущённо ответила: «даже не представляю!»
- Ну как же, - не унимались мы, - разве Вас не спрашивают, откуда такое редкое имя?
- А-а-а-а, Вы об этом, - облегчённо вздохнула Купцова, - я румынка по национальности, родом с Западной Украины, и восемнадцати лет не было, когда покинула отчий дом и подалась на величайшую стройку прошлого столетия – Байкало-Амурскую магистраль.
У родителей Домники Гаврилюк была большая семья, родилось 15 детей. Мама не работала, все свои силы и время направляла на воспитание детей, а отец лесорубом был, выпивал крепко, что не могло не впечататься в сознание подростка, да к тому же, призналась наша собеседница, он был настоящим деспотом. Жила семья небогато, и атмосфера, как вы поняли, была далеко не тёплой.
Только разворачивалось строительство БАМа, и Домника махнула туда по комсомольской путёвке.
- Честно скажу, поехала и за романтикой, и за длинным рублём, - это не последнее откровение, которое довелось услышать от Домники Игнатьевны. И про мужа, бросившего её с двумя детьми и не оказывавшего никакой поддержки, и про то, как ютилась 20 лет в стареньком вагончике на БАМе, и про то, сколько испытаний прошла уже на новом месте, переехав на Белгородчину в 1994 году и столкнувшись с обманом при получении жилья. Когда всё честно, без утайки выпалила, на минуту замерла: чего-то я разговорилась, Вы так расположили…
На «стройку века» её направили в систему общепита. Была оформлена официанткой, но больше работала по кухне, в том числе готовила еду строителям.
- Построили так называемый котлопункт, где строители принимали пищу. Продукты доставляли вертолётом, поскольку не было тогда ещё дорог, сбрасывали коробки и мешки прямо с воздуха на землю, - вспоминает те годы Домника Игнатьевна.
Что было на помощнике повара, не перечесть на пальцах руки: и заготовка продуктов, и раздача, сама у плиты стояла часами напролёт, «даже пела и танцевала», пока голос на морозе не сорвала.
- Ну, прямо как в фильме «Девчата», - поддерживаем разговор мы. – А готовили своим едокам вы что?
- Да обычная пища: супы, борщи, рыба, котлеты, картошка, гречка. Бухгалтер на неделю меню формировала, его и придерживались. С тех пор я замечательно готовлю, внуки очень любят мою стряпню, особенно украинский борщ. А сколько рецептов замечательных салатов знаю…
Где только ни довелось поработать нашей собеседнице за двадцать лет «бамовской истории», была на хорошем счету. Уезжала на «Большую землю» уже из Северобайкальска. Не случайно именно ей выпала честь в числе других стать первым пассажиром на сданной в 1977 году начальной ветке.
Отработав, стала подумывать о переезде поближе к украинским границам, выбрала наш Строитель. Кстати, в её доме №2 по ул. Центральной поселилось много бамовцев, немало у неё знакомых и на Журавлике, где целая улица Бамовская образовалась.
И очень переживает Домника Игнатьевна за то, что происходит в соседнем, не чужом ей государстве. Поддерживает с родственниками «там» связь, до хрипоты спорит, доказывает, и редко слышит что-то вразумительное, кроме того что «ты там совсем россиянкой заделалась». Но она не унывает. Вся её жизнь сегодня – это два сына, которых она вырастила, и четверо внуков. Они рядом и составляют ныне смысл её жизни.
- Всегда добросовестно трудилась, а вот медали не заслужила, - смахивает слезу Купцова. – И пенсия, даже с северными, маленькая. Затерялась где-то моя медаль. Может, вспомнят хотя бы к 50-летию БАМа…
Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.