Победа31

Это была хорошая закалка. Работу водителем Николай Поляков из города Строителя начинал на БАМе

5 ноября , 13:00ПроектыФото: Клим Романов

В канун Дня автомобилиста наш герой рассказал о нелёгкой работе в северных условиях.

В отличие от большинства своих сверстников наш герой оказался на БАМе не по комсомольской путёвке. Он родился в Забайкальском крае, именно там, где почти полвека назад разворачивались те самые события, которым было суждено ярким пятном остаться в отечественной истории. И гласит эта страница как строительство Байкало-Амурской магистрали.

В тех суровых краях Николай окончил школу, затем – техникум, совсем по другой специальности, связанной с цементной промышленностью. А потом потянуло за руль. Закончив курсы ДОСААФ, ушёл Поляков на два года в армию. Возвратился в родные края в 1974-м, как раз когда разворачивалась «стройка века».

Железнодорожная станция Таловка в Бурятии тогда стала ключевым местом, где стояла их база, закладывался комбинат железобетонных изделий и где, собственно, происходило формирование всех подразделений.

Девственные леса, где, как говорится, не ступала нога человека, чистый воздух… Тут стремительно прокладывались просеки, разгоняли тишину машины и механизмы, за рулём одного из которых – автомобиля «ЗИЛ-555» - сидел бравый отставной солдат Николай Поляков.

Мехколонна Николая находилась в составе треста «ЗапБАМстроймеханизация», и она была задействована на снабжении стройки всем необходимым. Уже через год Полякову выдали КРАЗ, тот самый, что хорошо себя показал на карьерных работах.

Сколько пришлось километров намотать по баргузинской трассе! Это в наши дни там проложили шикарную асфальтированную дорогу, а тогда Николаю и его коллегам-водителям приходилось преодолевать неширокие просеки.

- Колесили по тайге охотничьими тропами, дорог вообще не было, - рассказывает Николай Николаевич, а у самого от нахлынувших воспоминаний на глазах выступают слёзы. – Маршруты были от Улькана до Нового Уояна. А в посёлке Кумора как раз располагался первый участок, к которому мы были прикреплены.

Николаю тогда было всего двадцать. Но то ли старше тогда были эти юнцы, чем их нынешние сверстники, то ли не было возможности быть слабыми… И страна была другой, и люди. Строили БАМ посланцы со всех братских республик: эстонцы, грузины, азербайджанцы, литовцы, украинцы, латвийцы, русские…

- Карьерные работы тогда преобладали, возили щебень на отсыпку строящихся дорог, - продолжает Поляков. – Потом дороги потянули на Таксимо, Бодайбо, в места, где Угрюм-река, надеюсь, читали роман? – уже с некоторым прищуром уточняет наш собеседник.

Уж не знаем, то ли это был тест, то ли вопрос носил риторический характер, но места те нам хорошо знакомы, доводилось бывать. Как и известно то, что Угрюм-река – это, скорее всего, Нижняя Тунгуска, правый приток Енисея, по которой путешествовал автор романа Шишков.

Так или иначе, диалог после обмена «любезностями» пошёл несколько живее.

Ровно два десятка лет – с 1972-го по 1992-й – Николай Поляков проработал за рулём автомобиля. А потом перевели механиком. Тут функционал у нашего героя уже чуть изменился: в парке колонны состояли большегрузные автомобили, тралы, огромное количество всякой техники. Механик отвечал за ремонт, обслуживание, выпуск техники на линию, заправку горючим и т.п. Опыта к тому времени уже было предостаточно.

Все эти годы практически пришлось жить то в палатках, то в вагончиках. Да что там жить – больше в разъездах, только спать приезжали! А когда в 1987 году Николай создал свою семью, то молодым сразу выделили семейное общежитие. Вот радости было!

Антонина Васильевна, супруга Полякова, по образованию технолог вяжущих материалов, но кем только ни пришлось ей работать на БАМе. Двое детей Поляковых тоже появились во время их «бамовской эпопеи».

Работу в северных условиях лёгкой не назовёшь. Раз в три года полагался отпуск сразу на пять месяцев. Поляковы старались и родителей с обеих сторон успеть навестить, и отдохнуть вволю, съездить в турпоездку, чтобы по возвращении вновь впрячься в работу.

Но всегда любой истории приходит конец. Завершалась и бамовская история для Поляковых. Надо было возвращаться на «большую землю». Времени на размышление практически не дали. И из Смоленска и Белгорода они выбрали благодатное Черноземье, нисколько потом об этом не пожалев.

- Сюда, если вы помните, перебазировался весь трест «Нижнеангарсктрансстрой», - Николай Николаевич с теплом вспоминает свою организацию, его дочернюю в Белгороде компанию «Трансюжстрой» и его бессменного руководителя, заслуженного строителя России, мецената, более 40 лет проработавшего на важнейших строительных объектах страны, начавшего свой путь на строительстве БАМа, - Анатолия Антипова.

Так вот, фактически с двумя чемоданами переехали они в Строитель в 1995 году. Бамовцы никого своих не бросили, и тут всем нашлась работа. Николай Николаевич так же работал и механиком, и завгаром, а потом в «Мехколонну-105» перевёлся. Только в позапрошлом году он оставил работу и посвятил свободное время дому, который смогли построить на земле Поляковы, семье, любимому внуку.

И чему он предан до сих пор, - это руль. Представьте только, самому за баранкой авто в своём возрасте (Николай Николаевич не скрывает, что через год с небольшим ему 70) регулярно мотаться к дочери и внуку в Анапу, не каждый отважится. А он ещё добавляет: «Меня вождение не напрягает, наоборот, чувствую себя в своей стихии».

- По сути, вся жизнь на колёсах, общий стаж – 50 лет! – уточняет Николай Поляков, и ты ловишь себя на мысли: ну, чей это ещё праздник – День автомобилиста – как не его?!

Его внуку без малого двадцать – столько, сколько было ему, когда он связал свою судьбу со строительством БАМа. Сегодня о том периоде жизни напоминают фото в семейном альбоме и награды: медали «За строительство БАМа», «За трудовую доблесть», юбилейные медали.

Конечно же, наш собеседник ими гордится. Но больше всего он дорожит теми качествами, которые ему, старшему среди пятерых детей в семье, с малых лет привили родители: это трудолюбие, честь, порядочность.

Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтактеОдноклассникиTelegram.