Победа31

Прощай маникюр. Как корреспондент «Победа 31» учился играть на домре

15 июля , 08:39ПроектыФото: Василий Сафонов

Педагог с 57-летним стажем Эльза Николаевна Сергеева из села Гостищево дала нам мастер-класс игры на народном инструменте.

Накануне Международного дня музыкантов-народников или Дня балалайки наш корреспондент решил выступить в роли ученика, взять урок игры на каком-нибудь народном музыкальном инструменте и выяснить, получится или нет, за одно занятие сыграть хотя бы подобие мелодии. В Гостищево с огромным трудом уговорили дать нам мастер-класс педагога с 57-летним стажем по классу домры Эльзу Николаевну Сергееву.

У Ерёмы гусли, у Фомы домра

Что такое домра? Легендарная «балалайка» и «арфа» украинских кобзарей, белорусских песняров и русских сказителей уже много лет не теряет своей популярности. Домра – музыкальный инструмент, успевший за долгие годы стать национальным символом юга России, Украины и Беларуси.

У разных народов до сих пор бытуют инструменты близкие домре: у грузин – чунгури и пандури, у южных славян – танбура, у украинцев – бандура, у туркменов – дуатар, у монголов – домбур, у киргизов и татар – думра, у остяков – домбра, у калмыков – домр.

Кто бы мог подумать, что домра имеет такую трагическую судьбу. Первое упоминание о музыкальном инструменте встречается в дворцовых записях XVI—XVII веков, где рассказывается о домрачеях – музыкантах, играющих на домре. Она пользовалась популярностью у скоморохов, бродячих артистов и шутов. Но всенародная любовь и популярность сыграли домре плохую службу.

В середине XVII в истории домры наступает драматический момент. Скоморохи в своих выступлениях не стеснялись поднимать социальные проблемы. Естественно, всё это не могло нравиться власти и церкви.

Фото: Василий Сафонов

В 1648 году царь Алексей Михайлович издал знаменитый указ о массовом истреблении ни в чём не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ»:

«А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».

Вряд ли ещё какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался столь чудовищному истреблению. Домры жгли, ломали, уничтожали. Инструмент забыли на два с лишним столетия. И  только в 1896 году музыкантом Василием Андреевым была воссоздана полузабытая русская домра. Вот это да!

Фото: Василий Сафонов

Прошу к инструменту!

Тем временем мы в гостях у Эльзы Николаевны. Первым делом она предложила нам пропеть нотную грамоту. С этим этапом справились успешно. Медведь на ухо не наступил, слух есть. Далее – посадка, постановка рук и знакомство с основными приёмами игры. Под ногу – специальная подставка, чтобы удобнее было держать инструмент. Берём в руки добру и… о, ужас! Пальцы как крюки, не слушаются.

Сначала азы – первые, так сказать, шаги в освоении инструмента – укрепление первого пальца на ладах. Пробуем сыграть и пропеть одновременно самую наипростейшую песенку «По дорожке кувырком». Самое сложное было удержать мизинец правой руки, прижатый к безымянному пальцу. Медиатор, по наставлению педагога, должен стать продолжением руки. Оказывается его можно держать в трёх положениях, от этого зависит сила и чистота звучания. Где уж нам до трёх положений, тут бы с одним справиться и удержать.

Пришлось распрощаться с маникюром. При ударе жёсткой пластинкой струны инструмента имеют немного дребезжащее звучание, а если играть без него, щипками, получается совсем иное звучание – мягкое, плавное, объёмное. Пробуем и так, и эдак. Семь потов сошло, но вроде что-то получилось.

Фото: Василий Сафонов
- Движения должны быть плавными, кисть - эластичной и мягкой, пальцы – упругими, - учит Эльза Николаевна.

Как это совместить три в одном? Пробуем упражнение «Вьюга» - по очереди нажимаем всеми пальцами правой руки на струны. Дело пошло. Тогда Эльза Николаевна даёт нам в руки гитару. Ого! Здесь уже нужно зажимать не одну, а сразу три струны. Как сложно и больно одновременно. Возвращаемся к домре. Пробуем раз за разом. Ну что ж, начало положено, и будь больше времени, по словам педагога, она бы сделала из нас настоящую домристку.

Фото: Василий Сафонов
- Игра на домре не только формирует музыкальный вкус ребёнка, но имеет огромное значение для развития мышления, памяти, мелкой моторики рук и влияет на мозговую деятельность. Ведь нажимать на струны нужно подушечками пальцев, где проходят нервные окончания, - делится Эльза Николаевна.   

Любовь с первой ноты

- Почему домра? - поинтересовались мы у педагога. Оказалось, будучи ещё совсем маленькой девочкой, сидя на печке, она совершенно случайно услышала концерт ансамбля народных инструментов по радио. Звучал Чайковский и его незабываемый «Вальс цветов». Это была любовь с первой ноты. Затем музыкальная школа, Черновицкое музучилище, Львовская консерватория.

Её любимым композитором до сих пор остаётся Пётр Ильич, а также Шуберт и Шуман. Долгое время Эльза Николаевна работала на Севере, а последние 17 лет живёт в Гостищево. Только в прошлом году она оставила карьеру педагога музыкальной школы.

Однако музыку не бросила. До сих пор является участницей оркестра народных музыкальных инструментов педагогов ДШИ «Ре-при-за» под управлением Александра Спицына.

«Пока ноги ходят, оркестр не брошу», - улыбаясь, заверила собеседница.
Видео: Василий Сафонов

Всего три струны, но на них можно всё сыграть, рассказать звуками об очень многом. Ведь домра не просто играет, она поёт, рассказывает, но только без слов, и тот, кто умеет её слушать, может понять эту песню. Для нас Эльза Николаевна исполнила отрывок вальса композитора Евгения Доги.

Знакомая мелодия наполнила душу чарующими звуками. Это было так красиво, трогательно, искренне. Мы тоже влюбились в домру и её звучание с первой ноты. И это чувство – навсегда…

Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтактеОдноклассникиTelegram.