- Боитесь ли вы пчёл так, как боюсь их я? – да простят нас театралы, но, подъезжая к дому молодого пчеловода, в мыслях инстинктивно перефразировалось расхожее выражение. Пожалуй, с него и начнём наше знакомство с атипичным представителем молодёжи – Иваном Юрченко из Томаровки.
Кто бы мог подумать, что такого энергичного и предприимчивого юношу может привлечь занятие, скажем откровенно, оригинальное для его возраста. К тому же Ваня признался, что раньше он, подобно нам, ужасно боялся этих грозных насекомых. Всё изменил случай…
- Как-то дедушка попросил помочь перевезти его пасеку. Все бывшие помощники разбежались, всех покусали – никто не хотел помогать. Куда деваться – надо было выручать! – улыбаясь, наш герой оттягивает момент.
Приехали, и он сразу накосячил… Из улья вылетел рой пчёл: «Мне почему-то так это понравилось!» Вот так и произошла «любовь с первого взгляда». Надо сказать, парень «влюбился по уши» - не раздумывая, приобрёл первые шесть ульев с семьями, пасечный вагончик и полностью погрузился в пчеловодство.
Затянуло. Да так, что сегодня Ваня является не только молодым пчеловодом, но и начинающим предпринимателем с крутым брендом «Иванов мёд». Обо всём по порядку.
Пчеловодство оказалось увлечением не из самых дешёвых, тем более с последующей торговлей. Отличным выходом из этой ситуации стал социальный контракт: «Единственный раз, когда соцсети принесли мне пользу». Ваня не из тех, кто будет упускать такой шанс, поэтому уверенно принял решение пробовать! Удача оказалась на его стороне (а могло ли быть по-другому?).
Знаете ту забавную фразу: в жизни можно бесконечно смотреть на 3 вещи: как горит огонь, как течёт вода… и в нашем случае, как молодой парень с горящими глазами рассказывает о разведении пчёл и сборке мёда. Целая наука!
В пчеловодстве он уже второй год. И если первый сезон для Вани был обучающим – набирался опыта у старших «коллег» в практической части, теорию познавал на страницах Интернета, то второй сезон стал для молодого пчеловода поводом начать вести свой небольшой бизнес.
Кстати, столь юный возраст в таком самобытном занятии сыграл на руку нашему пчеловоду – другие пасечники делятся своим опытом, а покупатели выделяют его товар, как что-то новенькое и необычное. На рынке вся продукция однообразна, а качество мёда, по словам Вани, можно проверить только химическим путём, поэтому здесь настаёт время для творчества. Название бренда пришло на ум по логическим соображениям, а оригинальный логотип – помощь друга архитектора: «Это стоило мне целой банки мёда» (ирония - авт.).
Вообще, трудоёмкий процесс пчеловодства – это энциклопедия жизни, в которой можно познать все сферы жизнедеятельности. Когда это собственное дело, то каждый день – это что-то новое, здесь глаза горят 24 часа в сутки, все 365 дней в году.
Главный медосбор начинается с середины лета до поздней осени. Тогда пасека Ивана «переезжает» трудиться в лесные массивы Томаровки. Благодаря соцконтракту его хозяйство с 6 семей переросло в 22. Немного занимательного из рассказов увлечённого пчеловода: у каждой пчелиной семьи свой уникальный характер.
Ваня уже знает, в каком улье расположены самые грозные трудяги, а в каком самые безобидные. «Пришёл к выводу, что пчёлы – это упрощённая форма человека», - отзывается о своих «питомцах» хозяин. Летом пчёлы почти безобидные существа: «Кусаться им некогда, они работают». Параллельно начинаются работы по сбору мёда и у команды Юрченко. А вы думали, можно в этом деле справляться в одиночку, когда заполненный улей весит 50 кг?
На подмогу к Ване приходит вся семья: папа Роман Алексеевич контролирует процесс, средний брат Елисей умело справляется с развитием бренда в социальных сетях, младшего Федю не отгонишь от ульев – первый помощник на пасеке, ну а женская часть семейства, мама Ольга Сергеевна – выступает в лице видеооператора.
Кстати, вместо громоздких ульев молодой пчеловод обзавёлся компактными двадцатикилограммовыми – спасибо соцконтракту. Также полученные средства по государственной программе (250 тыс. рублей) позволили приобрести прицеп, вощину (искусственная основа для постройки пчелиных сот - авт.) и новую медогонку. Всё это помогло систематизировать процесс сбора мёда, как итог - за последний сезон было собрано 880 литров.
А дальше, по признанию Ивана, настаёт «безумно интересная составляющая бизнеса» - торговля. Своего клиента он нашёл на ярмарках: «На фестивале «Дикое поле» продали 30 литров мёда – это уверенный старт». Юрченко и сами большие любители отведать натуральный и полезный продукт.
Интересно, что у каждого пчеловода мёд уникальный, у нашего героя вкус мёда - это смесь цветочного нектара. Нотка акации и черноклёна, ароматной липы, терпкого подсолнуха и луговых трав, что растут на Черноземье.
- Каковы же планы на будущее? – традиционный наш вопрос.
Планы на армию! – твёрдо говорит о своём решении студент выпускного курса строительного колледжа.
- По возвращении уже готов целый список, хочу попробовать что-то новое: ввести в производство мёд-суфле и мёд-крем, а также полностью оптимизировать себестоимость мёда – для этого понадобятся дополнительные финансы, которые планирую искать в новых формах поддержки.
Принцип Вани Юрченко: жить интересно и увлекательно. Занятие он нашёл себе куда более занимательное, а теперь и прибыльное – стоило только захотеть сделать первый шаг к уверенному и перспективному будущему.