Война не окончена – в это свято верят те, кто с приходом весны надевает полевую форму, берёт в руки лопату, металлоискатель и с осознанием своей главной миссии отправляется на поиски спрятанных под тяжёлым грунтом следов и осколков Великой Отечественной войны. Азарт, предвкушение новых находок, ужасающие истории, скрытые под слоями холодной почвы – что их зовёт на поля минувших сражений?
Это – уважение к отдавшему жизнь за Родину и навеки ставшим безымянным… тому солдату, что лежит в толщине родной земли, как сотни тысяч других.
За семьдесят с лишним лет истлеет любая бумага, ржавчина уничтожит металл, и всё же от своего намеченного дела поисковые отряды не отступают ни на шаг. Вырвать из небытия героев страшной войны, увековечить о них память, с почестями похоронить русского солдата – сегодня эта миссия объединяет более 42 тыс. единомышленников по всей стране.
Какие ожесточённые бои проходили на территории Белгородской области – не понаслышке знают члены поискового отряда «Святая Русь». Девять лет поисковых работ и более трёхсот собранных артефактов увенчались открытием музея боевой славы на малой родине Сергея Тулинова – в селе Гостищево.
Водитель-дальнобойщик по профессии и чуткий и инициативный руководитель по душе, он горит делом всей жизни и ответственно подходит к его выполнению.
Ёмкий и неприглядный провинциальный музей - именно здесь живут целые военные сюжеты о жизни и смерти, которых зачастую не найти на страницах литературы. Место, где нет экскурсовода, но есть тот, кто подробно расскажет не только о каждом экспонате, но и поделится личной историей его нахождения – это участники отряда.
Будто бы в сражении, гостищевский музей боевой славы разделился на советскую и фашистскую стороны –лицом к лицу здесь сошлась история Советской Армии и вермахта. Немецкий пулемёт MG, который после восстановления оказался полностью рабочим, пулемёт Максима, ордена Германии, штальхельм солдата Третьего Рейха, сохранившееся немецкое вино и многое другое – всё это участники поискового отряда по сей день находят в толщине белгородской земли. Находят и провокационные фашистские листовки, которые били в самое больное, и пытались сломить дух красноармейца.
Артефактов советской принадлежности, естественно, больше. Трудно поверить, но маленький музей хранит историю двух советских штурмовиков Ил-2. Лопасть винта от «летающего танка» (так конструкторы называли разработанный ими самолёт – авт.) члены отряда «Святая Русь» подняли из болот на границе с Эстонией.
Крайней находкой 2021 года оказался также советский штурмовик. На этот раз обломки военного самолёта поисковики подняли «дома» - на территории Ивнянского района. Это был декабрь – уже лежал снег, приборы показали, что залегание металла на большой площади и на приличной глубине.
Копать вручную – смысла не было, к работе энтузиастов подключились сотрудники Яковлевского ГОКа. Работа тяжёлая, грязная, поэтому дополнительная помощь в этом деле никогда не будет лишней.
Мнимая граница, которую ты самолично выделяешь в музейном помещении, подводит тебя к постоянному сравнению – равны ли были силы по физическим, техническим и тактическим противостояниям? Обломки военной техники, автоматы, пулемёты, "лимонки" – всё это поражает человеческое подсознание, для которого атрибуты войны всегда казались сюрреалистичной картинкой военного времени. Впрочем, для мальчишек здесь явно будет что поразглядывать. Но цепляет здесь другое…
- Посадка, окраина поля, по всей видимости, воронка. Первый мой выезд. Никогда не забуду то, что почувствовал в тот момент. Это оказалась братская могила. Словно ветки, лежали останки бойцов – видимо, их просто стащили местные жители или медработники, - член поискового отряда и на сегодня наш собеседник Андрей Батраков подводит к самому волнующему.
Война – это боль. Нет, не от потерянного в бою оружия и техники, и даже не от поражения, боль от множества несправедливых человеческих смертей. На сегодняшний день поисковиками отряда «Святая Русь» было поднято порядка 170 останков красногвардейских солдат. Установить личность смогли только пятерых. Среди них нет наших земляков – этот факт врезается «отрезвляющим осколком» в очерствевшее от современных реалий сердце. Тогда не было нашей и чужой земли – все стояли за Родину: рядовой Умаров из Узбекистана, старший сержант Сушко из Украины, рядовые Кононов, Коломейчук, Федак…
Во что они свято верили, какие таили мечты, как выживали и не сдавались? Именно на эти вопросы пытаешься найти ответ, пройдясь вдоль выставочных витрин, где представлены личные вещи солдат. Самодельная посуда, погнутая оправа очков, мундштук с гравировкой «Сушко» и «украл» (говорит о находчивости солдата и армейском юморе), буржуйка и «летучая мышь» (фонарь – авт.) – в таком быту и проходили редкие спокойные фронтовые деньки у красноармейцев.
Подолгу не отпускает твой взгляд то, что можно назвать сокровенным: нательные крестики (и чтобы ни говорили, в тех условиях человек должен был во что-то верить), пробитый патрон (вот с такой интенсивностью шли бои!), стеклянная фляжка с водой, поднятая с бойцом в Смоленске, пустые вкладыши (было поверье, заполнив вкладыш, с боя не вернёшься). И письма из родного дома, и предсмертные записки…
«Если меня найдут убитым, прошу сообщить семье по этому адресу… Прощай, семья, прощайте все, я умер за Родину. Портнов», - гласит окровавленная предсмертная записка, найденная при одном из наших бойцов. И перед глазами сразу рисуется, как солдат, предвидящий собственную смерть, ставит заключительную букву.
Поднимая взгляд чуть выше, видишь копию знамени. Оригинал был обмотан на советском бойце, когда его нашли, знамя сняли с тела с окровавленными следами. Сдаваться просто так он не собирался. И не сдался...
Это всё – свидетельства войны, которые так трудно земля отдаёт поисковикам. Прежде чем вступить на поля минувших сражений, идёт долгая подготовительная работа по изучению истории, публицистических материалов, карты местности, немецкие кадры аэрофотосъёмки и др. Здесь дело случая и шанса. На одном месте поисковые отряды не стоят – не нашли, идут дальше. Выезжают участники поискового отряда и на «Вахты памяти».
«Стараемся брать с собой молодое поколение, чтобы они своими глазами увидели нелёгкую правдивую историю войны. Приезжаем на место и на 10-14 дней разбиваем лагерь, сутками работаем в поле. Это хобби стало образом жизни», - собственно, точкой соприкосновения с поисковым отрядом «Святая Русь» стала основная работа Андрея Геннадьевича.
Он занимает должность директора Центра подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников «Расправь крылья» Белгородской области. Именно его воспитанники с большим азартом отправляются на поисковые работы, а кто-то уже является членом отряда – к примеру, молодой парень Артём Малышев.
Представьте, кроме того, чтобы откопать находку, после себя нужно ещё и обратно закопать землю – это простое человеческое уважение «белых» поисковиков к фермерам и собственникам территорий. Сегодня быть частью поискового движения – это означает быть готовым к любым трудностям: физической нагрузке, безрезультативным поискам, полевым условиям жизни, а также на собственные материальные средства поднимать великую историю из небытия. Нелегко, но к этому готовы участники поискового отряда «Святая Русь».
Сколько ещё понадобится тревожить землю, чтобы похоронить последнего солдата – неизвестно. Кто-то из них навсегда останется безымянным… Безымянным русским солдатом, что так отважно сражался и погиб за Родину.