Local Logo
Новости Яковлевского городского округа Белгородской области
92.13
-0.37$
98.71
-0.20
+16 °С, облачно
Белгород

Библиотекарь Лариса Ярошенко: «Библиотека в современной школе должна обрести новую роль»

29 сентября 2021, 08:27Проекты
Фото: Клим Романов

Педагог-библиотекарь средней школы №2 города Строителя рассказала, как вместе с коллегами старается вернуть популярность книги в детскую среду.

Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению, сказал много лет назад Фрэнсис Бэкон, и был совершенно прав. Книга во все времена несла свет просвещения людям, но в последнее время, с наступлением на пятки Интернета, интерес к этому увлекательному занятию заметно ослабел. Только истинные поклонники книги — настоящей, пахнущей типографской краской, которую и перелистывать‑то – отдельное удовольствие, остались верны чтению.

Погружение в профессию

Педагог-библиотекарь средней школы №2 города Строителя Лариса Ярошенко не понаслышке знает всё о библиотеках и книгах. Сама коренная белгородка, закончила местный колледж культуры и искусств, а потом – Орловский институт культуры по специальности «библиотекарь – библиограф».

Первым местом её работы стала научно-техническая библиотека БГТУ им. В.Г. Шухова. 11 лет отдано ей, и заведовала Лариса Вячеславовна там художественным абонементом. Студенты, будущие учёные, исследователи – своя атмосфера, свой круг общения…

А потом обстоятельства потребовали её переезда в село Головчино, где тоже 11 лет наша героиня занималась частным хозяйством. Вот ведь повороты судьбы!

«А потом случился Строитель, — рассказывает Лариса Ярошенко. – Я сидела без работы дома, пока моя одногруппница, работающая в школе №2, не пригласила меня в школьную библиотеку, которая тогда для меня казалась чем‑то неизведанным».

Сегодня школьная библиотека для Ларисы Вячеславовны, по её собственному признанию, скорее, отдушина, нежели средство заработка. Достойные коллеги, хорошие дети, работа, которая увлекает.

«Страшно подумать, что я могла не прийти в эту школу, не попасть в эту атмосферу, — говорит Лариса Ярошенко. – После вуза это совсем другая обстановка, другая специфика. Но меня это не сломало, более того, я охотно окунулась в детскую среду, смогла перенастроить себя, и сейчас я вообще не мыслю себя без учеников».

Библиотека – это сосуд, где хранятся засушенные образцы всех цивилизаций

Библиотека – это гербарий чувств и страстей, сосуд, где хранятся засушенные образцы всех цивилизаций, подметил как‑то Поль Клодель. И нынешние информационно-библиотечные центры при наших учебных заведениях каждодневно подтверждают данный тезис. Это пространство для культурной, профессиональной и образовательной деятельности ребят, место коллективного творчества, центр грамотности, в конце концов.

Школа №2 города Строителя была образована в 1959 году, в этом же году на её базе была создана библиотека. В связи с реализацией регионального проекта «Школьная библиотека как информационно-образовательный центр» с 1 января 2018 года школьная библиотека реорганизована в информационно-библиотечный центр, который расположен на третьем этаже образовательного учреждения.

Центр занимает специальное помещение, в нём — абонемент, совмещённый с читальным залом на 20 посадочных мест. Фонд учебников занимает отдельное помещение площадью 30 кв. м. Информационно-библиотечный центр располагает двумя ноутбуками, проектором, экраном, двумя многофункциональными устройствами. С 2012 года организован выход в Интернет.

«Сегодня у нас 1382 читателя, это все учащиеся и 110 преподавателей и сотрудников, — говорит Лариса Ярошенко. – За минувший учебный год мы осуществили более 18,5 тысячи книговыдач. И это самая разная литература: научно–популярная, справочная, отраслевая, художественная. Расстановка фонда осуществлена по возрастным группам, отдельно расположены подписные издания, справочные издания, фонд краеведческой литературы». 

Идей много не бывает…

Здесь же, на третьем этаже расположился тематический уголок «освобождённой книги» – «Буккроссинг». Представленные здесь книги читатели рекомендуют друг другу не только посредством живого общения, каждый желающий в папке отзывов может оставить свои рекомендации.

В информационно–библиотечном центре посетитель сразу окунается в уютную, комфортную обстановку. Создавая внутреннее убранство центра, сотрудники постарались, чтобы читатель, переступая порог, смог освоиться и сориентироваться в незнакомой ему обстановке. Этому служат, например, «летающие книги».

На наш вопрос о том, почему нынешние дети стали мало читать, педагог-библиотекарь с сожалением отмечает печальную реальность данного факта. Но Ярошенко с коллегами старается вернуть популярность книги в детскую среду.

Так, в школьном центре проводятся массовые мероприятия, направленные на развитие познавательных интересов учащихся. Организуют книжные выставки, обзоры литературы, циклы чтений, групповые беседы о прочитанном, обсуждение книг, читательские конференции, разнообразные литературные игры (конкурсы, викторины, путешествия по книгам), литературные вечера. Примеров можно привести множество.

Назовём лишь один, касающийся ребят с ОВЗ. В школе №2 им предложили…сказкотерапию. Дети не только читают и обсуждают сказки, но и сочиняют собственные, смотрят мультфильмы, принимают участие в конкурсах. Свою задачу библиотекарь видит в том, чтобы зарядить детей положительными эмоциями, вызвать желание принять участие в занятиях и играх.

Помните, как в наше время книги читали вслух? А как заставляли пересказывать? Это хорошо тренировало память. Так вот, как считает Лариса Ярошенко, громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения в библиотеке между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста. Они дают возможность показать детям то, что ускользает из поля их зрения при самостоятельном чтении, предоставляют возможность слушателям и читающему «посмаковать» вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. Особенно ребятам нравятся весёлые произведения Николая Носова.

Здесь и книги «лечат»

Много у библиотекаря и «закадровой» работы. Так, Лариса Ярошенко принимает активное участие в различных классных проектах. В рамках проекта «Эстафета добра» в акции «Вылечи книгу» Лариса Вячеславовна провела мастер-класс по реставрации старых порванных книг, к которым было безжалостно время и недобросовестные потребители.

А анализ читательских формуляров, анкетирование и опросы? Они позволяют узнать интересы детей и их родителей, выявить, какое место занимает чтение в семье. На основе полученных данных педагог–библиотекарь систематически выступает на классных родительских собраниях, рассматривая актуальные проблемы образовательного процесса. 

«Библиотека в современной школе должна обрести новую роль – как место, в котором объединяются обучение, познание, воспитание культуры и толерантности, получение информации, исполнение общественных функций», — поделилась с нами Ярошенко своим мнением.

Школьный библиотекарь, работающий в контакте с учителями, воспитателями, родителями, по её убеждению, развивает у школьников любовь к книге и чтению – одной из важнейших миссий библиотек, способствует формированию уровня культуры чтения, что, в конечном счёте, влияет на развитие личности ребёнка и повышение уровня его культуры, образования и воспитания.

Вспомнив расхожую пословицу о «сапожнике без сапог», спросили на прощание у Ларисы Вячеславовны, любит ли сама наша героиня читать.

«А как же, — не задумываясь, ответила. – Я книгоман! Моя тема – фэнтези!»

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Анна Панченко
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 18:13
Китайские студенты научились изготавливать русские народные тканые браслеты
Материал
ОбществоСегодня, 18:01
334 белгородских школьника приняли участие в тренировочном компьютерном ЕГЭ по информатике
Материал
ОбществоСегодня, 17:44
Специалисты детской областной клинической больницы провели выездной приём в Строителе