Традиционно на излёте года свой профессиональный праздник отмечают наши энергетики. В этом году для них праздник особенный, несмотря на все внешние факторы, — исполняется 100 лет известному плану ГОЭЛРО. Плану массовой электрификации послереволюционной России. Всего за каких‑то сто лет отсталая, по сути, страна, к тому же пережившая революцию (да не одну), гражданскую и Великую Отечественную войны, разруху, голод и восстановление, перестройку, развал СССР, шагнула в цифровую экономику.
Энергетика, без всякого преувеличения, – один из драйверов отечественной экономики. И во все времена, в любой без исключения отрасли её успех ковали люди.
Немало их и в Яковлевском РЭС, который, безусловно, имеет свою богатую историю. Но именно сегодняшний коллектив во главе с Андреем Агафоновым ведёт электрические сети округа к цифровизации, не уставая решать и текущие проблемы предприятия. Опору на кадры руководитель считает главным для себя.
Андрей Аксёнов в коллективе не так давно, всего четыре года. Но показал себя вполне надёжным, добросовестным работником. Родился далеко отсюда, под Ташкентом. Отец в тех солнечных краях всю жизнь на рудниках работал. Вот почему, когда там, в Азии, начали притеснять русскоязычное население, они подались сюда – в надежде связать своё будущее с Яковлевским рудником.
Очевидно, нелегко было менять сложившийся образ жизни. Но родители никогда не уповали на трудности, и поселились сугубо в сельской местности – в Завидовке, где и спокойно, и дышится легко, и такое спокойствие на душе от гусиного гогота, который после среднеазиатских погромов кажется «детским лепетом».
Только, наверное, трое детей Аксёновых особо не почувствовали сложностей этого переезда. Хотя в 14 лет (именно столько было Андрею в момент переезда) сменить школу, привыкнуть к новому коллективу – тоже требовалось приложить усилия.
Школу он заканчивал в Завидовке, а как получил «аттестат зрелости», эту самую зрелость пришлось демонстрировать в армии. Служил в Москве. Возвратился — пришла пора поисков своего места в жизни.
«Пришлось помыкаться, — улыбается Андрей Владимирович, — хорошую работу так просто не найдёшь. Поработал в разных организациях. В составе компании «Трансюжстрой» ездил и в Сочи, на строительство олимпийских объектов».
Неизвестно сколько длились бы эти поиски себя (и так 14 лет пролетело), если бы не случай, который привёл нашего героя в Яковлевский РЭС. И помогла ему в этом в немалой степени специальность электромонтёра, которую Андрей Владимирович получил в стенах ПУ-16.
«Честно признаться, у меня были другие намерения и планы, — первоначальную скованность Аксёнов сменяет на откровенность, — в Сибирь хотел податься. Думаю, ладно, временно поработаю, а там видно будет. Получилось, что засел надолго».
Несмотря на очевидные сложности, работа Андрею нравится. Это конкретное дело для мужика, а не что‑то аморфное. Да, могут и ночью вызвать, и случается задерживаться за рамками рабочего времени. Достаточно вспомнить недавний ледяной дождь, после которого последовали многочисленное обледенение линий электропередачи и отключение потребителей. Никто не ушёл домой, пока всё не восстановили.
Аксёнов трудится в бригаде по эксплуатации ВЛ, которую раньше именовали «томаровской». Сейчас такого территориального признака не существует, но коллектив остался практически ещё с тех времён, он, по его признанию, сильный, спаянный, в последнее время пополнился молодыми ребятами.
«Это другое поколение, с ними интересно общаться, что‑то почерпнуть для себя, — говорит Андрей Владимирович. – А уж мы, кто постарше, не ленимся подсказать что‑то им, начинающим, по работе».
Живёт Аксёнов в Завидовке, там, куда и приехал в своё время с родителями. Нравится ему этот размеренный сельский ритм, с его неторопливостью и отсутствием суеты. Со всеми односельчанами знаком, как и его все здесь знают. У Андрея у самого уже двое детей: сын Максим учится в школе, дочь Ульяна вскорости только переступит её порог.
Родители уже на пенсии, но держат небольшое хозяйство, и руки сына никогда не оказываются лишними. Ну, а выдастся часок лишний, наш герой посвятит его детям или на рыбалку сходит. Пруды в этой «гусиной стране» знатные, и рыба водится хорошая.
«Вы там много не пишите про меня, — в который раз приходится слышать эту фразу от наших скромных трудяг, — самый обычный я человек, ничем не лучше других…»