Приветливо улыбающийся повар у дверей «Мастер Пиццы» хорошо известен любителям этого итальянского пирога. Любителей «погорячее» встречают у питейного заведения осы-официантки. Яркие скульптуры стали безусловной приметой города Строителя. Но мало кто знает, что их создателем является хрупкая, с модельной внешностью женщина – Ольга Соха с хутора Кондарево.
Следы её впечатляющего творчества бросились в глаза во дворе строящегося её семьёй дома ещё до личного контакта: выполненные из бетона вазоны для цветов, собачья миска, поилка для птиц в виде листьев, кресла для отдыха. Обманчивое впечатление, что кресла сделаны из дерева (так велико их сходство), развеялось лишь после пристального исследования фактуры. Действительно, это был…бетон!
Окружающая женщину обстановка многое говорит о её характере и привычках. Представьте себе обычный строительный вагончик, в котором идеально организовано пространство: миниатюрная кухня с гарнитуром и бытовой техникой, вплоть до стиральной машины, холодильника и морозильника, душевая кабина, обеденная зона, спальня с двухярусной кроватью. Ни у каждой хозяйки в стационарном жилище такое увидишь. Чистота, порядок, стены, на первый взгляд, оклеенные обоями. Ни тут‑то было! Как оказалось, обои нарисованы хозяйкой прямо на облицовке из ДСП.
«Пусть это временное жильё, но я хочу, чтобы у нас были комфортные условия, ведь мы живём здесь и сейчас», — объяснила свою позицию Ольга Станиславовна.
Семья Соха приехала к нам из Сургута – суровые северные условия вредно влияли на здоровье и Ольги Станиславовны, и её дочери Даши, теперь студентки медицинского колледжа БелГУ. Средств от проданного на Севере жилья хватило только на земельный участок, и теперь мало-помалу они строят свой дом.
Наша яковлевская земля подошла им идеально: и климат подходящий, и для мужа Руслана Антоновича – шахтёра — нашлась работа на Яковлевском ГОКе. Он заместитель главного механика, а в свободное время — модель для скульптур, первый беспристрастный ценитель ваяния любимой супруги, добытчик материалов для её творческих находок. Во время нашего разговора, Руслан, приоткрыв дверь вагончика, сообщил, что привёз цемент.
«А началось всё с маминого сада. Она живёт в Украине, и, однажды, приехав в отпуск, я услышала предложение создать ландшафтные фигурки. Магазинные маму не устраивали, она любит что‑нибудь эксклюзивное. Так родились гномик, заяц, черепашка. С этого момента в душе у меня поселился нескончаемый творческий зуд – всё время руки чешутся что‑нибудь слепить. Сначала в голове складывается картинка, потом «лезу» в Интернет, смотрю что‑нибудь подобное, соединяю детали в единый образ, и получаю своё, авторское. Вернувшись тогда из отпуска, я уже в Воркуте слепила дракончика в кладовке – мастерской у меня не было, да и сейчас нет. Мой двор – это моя мастерская. Иногда получается смешно и в тему: для свекрови слепила сидящего на скамье волка — напарника свёкра по застолью», — так начинался творческий путь скульптора-самоучки, фигуры которого самобытны и узнаваемы.
По словам Ольги Станиславовны, вскоре поступило предложение от одного из детских садов города Белгорода. Для них она слепила улитку, божью коровку, ежика, зайку. Надо сказать, что получились живые существа, с ярко выраженной индивидуальностью – даже на фото это заметно.
«Конечно, это творчество нельзя назвать женским. Надо сварить металлический каркас с сеткой. Спасибо любимому мужу – он в этом незаменимый помощник. Я приобрела сварочный аппарат и хочу сама научиться варить. Очень долго я создавала свою технологию материала. Смотрела у других мастеров, но свои изюминки в виде добавок к бетону они тщательно скрывают. Методом проб и ошибок и я создала свою рецептуру, создала свой стиль. Слой за слоем я формирую будущую скульптуру, на муже изучаю каждую морщинку, если это человек, по фото фиксирую каждую деталь, если это животное, измеряю пропорции, чтобы перенести на фигуру», — делится Ольга секретами производства.
Действительно, глядя на собаку-шарпея, удивляешься, как проработана каждая складочка.
Скульптуры Ольги Соха украшают не только наш город, в Прохоровском районе вы можете увидеть воина-кашевара, Емелю на печи, лихого гусара. Её просят изготовить фигуры для кладбища, и она, скрепя сердце, из уважения к людям делает плачущих и грустных ангелов. И для неё не деньги главное, хотя такой труд должен хорошо оплачиваться.
Однажды окунувшись в созидание, по собственному признанию Ольги, она не может остановиться. Ждёт своего хозяина светящееся панно-барельеф: дракон с наездницей – символ богатства и процветания. «Очень подошло бы банку или ночному клубу»,- поясняет Ольга. А в планах необычный, с прозрачной поверхностью, под которой будут расти цветы, столик между кресел для отдыха и эксклюзивная табличка с адресом этого удивительного дома.
Самобытные произведения искусства порой вызывают большее восхищение, чем работы профессионалов, где талант иногда подавляется специальными знаниями. В самобытности же талант остаётся наедине с творческой фантазией, душевной потребностью, эмоциональным настроем, что делает его ближе к людям.