«Гореть самой, зажечь других, быть впереди и точка!» — этот девиз из далёкого пионерского детства пришёл на ум после общения с Ольгой Торянской, учителем истории и обществознания кривцовской школы. Есть люди, которые интересуются будущим. Им нравится всё необычное и неизведанное. Но есть категория людей, которая старается заглянуть в прошлое, понять, чем жили наши предки, почему менялся государственный строй и какие политические партии вели народ к светлому будущему.
Так вот Ольга Михайловна относится именно к этой категории. Она не только сама увлечена историей, но ещё увлекает детей своим предметом. А это, согласитесь (уж простите за каламбур), совсем другая история. Её ученики добиваются прекрасных результатов во всевозможных конкурсах и проектах. В работе, как она сама призналась, вся её жизнь.
«Кто привил Вам любовь к истории?», – поинтересовались мы у педагога.
«Скорее всего, это началось в семье. Мой дядя, брат отца, Алексей Трофимович Евсеев пропал без вести на Курской дуге. И в нашей семье всегда о нём помнили и не переставали искать. У меня в школе вёл уроки истории удивительный учитель Николай Стефанович Лесунов. Он не только был учителем истории, но и руководителем местного музея в селе Готовьё Красненского района, поэтому историю края знал очень хорошо. Он так воодушевлённо и эмоционально рассказывал, что нельзя было не поддаться его энтузиазму», — вспоминает Ольга Михайловна.
Выбор был предопределён. Позже судьба связала её с селом Кривцово, где она уже более четверти века обучает кривцовских ребятишек истории. И не только обучает, но и вдохновляет своим личным примером на исследовательские работы и проекты.
«Ольга Михайловна – добрейшей души человек, очень скромная и трудолюбивая, — говорит директор школы Ольга Уткина. — Она трудяга с большой буквы. Будет работать столько, сколько необходимо. Любит детей, и они отвечают ей взаимностью. Прекрасно знает свои предметы, профессионал своего дела. Вместе с учениками она разрабатывает проекты по изучению нашей школы и села. Причём, делает это досконально. Поднимает архивы, находит документы, общается со старожилами. Она может так преподнести идею, что ребята не остаются в стороне. У них начинают гореть глаза, они жаждут деятельности. Не секрет, что современная молодёжь не горит желанием работать физически».
Директор говорит, что под руководством Ольги Михайловны и что немало важно её непосредственном участии, они с готовностью и радостью принимали участие в экологическом десанте по благоустройству территории липовой аллеи усадьбы князей Волконских в селе Сабынино. Для ребят это было не повинностью, не наказанием, а удовольствием.
Ведь они не только убирали территорию, но и применяли свои теоретические знания на практике: произвели количественный учёт деревьев, определили возраст лип, дали оценку их состоянию, выявили пораженные деревья аллеи и возможность их восстановления. С таким же воодушевлением они ухаживали за братскими могилами и памятниками. Им труд приносит радость и удовольствие. Ольга Михайловна не стоит в стороне и не даёт указания, а сама берёт лопату или грабли в руки и начинает наводить порядок. Она их увлекает и ведёт за собой.
Только за последнее время ученики Торянской и её коллеги, учителя биологии и химии Елены Стрельниковой, стали победителями различных региональных и муниципальных проектов. Они успешно выступили в проекте по брендированию территории с темой «Кривцовская меловая сосна». В настоящее время совместно с коллегой Галиной Авдеевой, учителем математики, заявили о себе в региональном конкурсе на лучшую проектную идею по реконструкции памятника на кладбище в селе Кривцово и увековечении погибших воинов.
Установили фамилии 14 солдат, похороненных на сельском кладбище, которых долгое время считали неизвестными. Предстоит ещё проверить данные, послать запрос в центральный архив, найти данные другого госпиталя. И самое важное — сообщить родственникам. За каждым этим делом стоит колоссальный труд.
— Зачем Вам это надо? – поинтересовались у историка.
— Мне самой это интересно, — был ответ учителя.
Дальше можно ставить точку. Только увлечённый человек, горящий своим делом, идеей его реализации, может добиться результатов. С лёгкой руки учителя многие ребята переняли страсть к коллекционированию. Она сама увлечена нумизматикой и на полученные от победы в гранте средства приобрела книги о монетах. Ребята даже выставки устраивают, где демонстрируют свои «сокровища»: марки, календарики, значки, монеты.
Повезло кривцовским мальчишкам и девчонкам с педагогом, повезло коллективу, что есть такой идейный вдохновитель и труженик, повезло селянам, потому что историю села будет знать местная детвора. Значит, они не вырастут Иванами, не помнящими родства.