Старосты сегодня — это забытое прошлое. Ещё в дореволюционной России в селениях были старосты, которые следили за порядком. Староста в историческом прошлом — самый главный человек в селе. В наше время — это одна из руководящих веток, абсолютно самостоятельная, не входящая в состав государственных служащих. Старосты — первые помощники местных властей, которые направляют свои знания, силы, опыт на развитие малой родины.
Мы уже писали, что в Яковлевском городском округе на территории малых населённых пунктов стали работать старосты. В очередной командировке в Алексеевскую территорию мы побывали на хуторе Шепелёвке, где познакомились с местной старостой Александрой Ивановной Андроновой. Бабушка Шура – настоящий командир, причём не только своего большого семейства, но и всего хутора. Она – лицо всего селения, лицо активное, неравнодушное, ответственное.
В чём, спросите, суть должности представителя селения? Она — в посредничестве между жителями и местной властью. Староста взаимодействует с органами местного самоуправления, участвует в сходах граждан, доводит до сведения жителей населённого пункта информацию, полученную от администрации. Этот человек имеет авторитет среди жителей, может их объединить, поставить задачу, которая будет выполнена в кратчайшие сроки.
Родом Александра Ивановна из этих мест, здесь её корни. Раньше, по её словам, на хуторе было 44 двора, свой колхоз, который назывался «Вторая пятилетка», где трудились её родители. Мать работала «по нарядам», отец был бригадиром. В 1941 году его призвали на фронт, маленькой Шуре был тогда годик. В 43-м на него пришла похоронка. Свои детские годы, полные лишений, голода и холода, она не любит вспоминать. После окончания семилетки Саша утроилась на торфоразработки в село Луханино. Через два года перешла в колхоз, где и проработала до пенсии.
Её супруг Николай Алексеевич тоже отсюда родом. Вместе они жили с 1965 года, а расписались только в 1990-м. По словам Александры Ивановны, если супругам жить вместе, то никакие росписи не нужны, а если не жить, то печати от разрыва не спасут. Их роман начался у амбара, на вечерушках. Там собиралась местная молодёжь, устраивала посиделки, танцы под гармонь. Так у них и сладилось.
Александра перешла жить к мужу. Вместе они прожили счастливо более сорока лет. К сожалению, Николая Алексеевича уже нет в живых, зато он оставил после себя богатое потомство. У супругов Андроновых пятеро детей, 15 внуков и 13 правнуков. В усадьбе мужа Александра Ивановна проживает 54 года. Вместе с ней живёт младший сын Александр и его семья.
В ноябре прошлого года, когда в горокруге стали выбирать старост, глава Алексеевского территориального управления Владимир Грищенко обратился с предложением к Александре Ивановне стать представителем села и выступить посредником между жителями хутора и органами местного самоуправления. Почему выбор пал на неё? Её хорошо знают хуторяне, она пользуется у них уважением. Со своими проблемами к ней обращаются жители хутора, а она адресует их начальнику управления.
Какие же вопросы выносит на обсуждение Александра Ивановна? Да самые житейские. Ремонт дороги к хутору, покраска газопровода, перебои с электроэнергией. Весной, подчеркнула она, односельчане приступят к наведению порядка на своих приусадебных участках. «Побелим всё, покрасим, цветов насажаем. Очень я люблю цветы, до сих пор за ними ухаживаю самостоятельно. У нас хутор небольшой, всего 14 дворов, но дружный. Я каждую семью знаю, кто чем живёт, у кого какие проблемы», — отметила собеседница.
И ещё одно событие, которое ожидает Александру Ивановну весной – это её юбилей. Она будет отмечать 80-летие. Как нам рассказала, к ней каждый год на именины приезжают дети, внуки. Места всем хватает.
Населённых пунктов в стране великое множество, и не во всех из них есть представители власти. Люди порой не знают, как решить ту или иную проблему. Но в Шепелёвке есть «свой человек» — Александра Ивановна Андронова. Она подскажет селянам, как достучаться до властей и как побудить их решить насущные проблемы.