У истории нет сослагательного наклонения, и потому переписать её невозможно, даже если попытаться – рано или поздно события, доказанные документами и экспонатами, расставят всё на свои места. Изучать историю надо не по слухам, домыслам и разглагольствованиям воинствующих политиков, а по реальным, доказанным документально фактам. Музейные реликвии как раз и есть проводники в мир прошлого, очевидное свидетельство человеческого бытия, дающие пищу для размышлений, выводов, собственной оценки этого мира.
В историко-краеведческом музее Яковлевского городского округа в постоянной экспозиции находится набросок под названием «Святой». Там изображён лик мужчины с выразительным, мудрым и чистым взглядом. Губы его сжаты, борода и волосы на голове седы, правая рука поднята для благословения, в левой – Святое Писание.
«Этот лик как живой, он о многом может рассказать внимательному и склонному к познанию человеку. Например, о том, что тревожило мастера в неспокойные времена, о его отношении к глобальным нравственным и духовным переменам, о крахе многих судеб и привычных устоев. Как человек глубоко верующий и видящий будущее, автор смог в глазах «Святого» передать мольбу и веру: не можешь изменить ситуацию, прими её со смирением и моли Господа о лучших временах», — так комментирует изображение научный сотрудник историко-краеведческого музея Татьяна Никифорова.
Предположительно, это изображение Иоанна Богослова, одного из почитаемых на Руси святых, любимого ученика Иисуса Христа. Этот набросок принадлежит иконописцу, или как их называли в старые времена, «богомазу» из Томаровки Акиму Косовцову. Рождённый, по некоторым данным, в начале 19 века, он работал в томаровской иконостасной мастерской Гетмановых, которая входила в десятку лучших из 200 тогда существовавших в России. Так, на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1867 года в городе Харькове братья Гетмановы из Томаровки получили высшую награду за «иконостас позолоченный, отличной работы, с живописью вполне удовлетворительной». Можно предположить, что существовала томаровская школа живописи, передававшая мастерство из поколения в поколение талантливым рисовальщикам, среди которых и был Аким Косовцов.
Реликвия попала в музей удивительным образом. В 2002 году семья Абрамовых из Томаровки, разбирая крышу старого родительского дома, случайно нашла под стрехой на чердаке хромолитографические иконы конца 19 – начала 20 веков, изданные в типографии Ефима Фисенко из Одессы и эскизы набросков икон, выполненных Акимом Григорьевичем. Вероятно, что литографии либо служили для Акима Косовцова образцами для «списывания», либо, как человек верующий, он молился изображённым на них святым. Если хорошо знаешь историю Октябрьской революции, то поймёшь, почему иконы оказались спрятанными в потайном месте: гонения на церковь, на верующих заставляли людей идти на это, чтобы сохранить свои жизни. Об этом написал монах Варнава Санин: «…вас на костры поволокли, топтали, резали на части, глумясь, расстреливали, жгли».
Возможно, решение спрятать религиозные атрибуты, позволило Акиму Григорьевичу дожить до преклонных лет. Как вспоминала его сноха Елизавета Косовцова, в годы Великой Отечественной войны он был уже глубоким стариком, но по мере сил помогал ей по хозяйству, так как сын его был убит на фронте. Но никому и словом не обмолвился о своей тайне – видимо, боялся за семью. В августе 1943 года во время ожесточённых боёв за Томаровку, иконописца тяжело ранило, оказать медицинскую помощь не представилось возможным, и он скончался. И вот спустя годы его наброски икон «вернулись в святые отчие углы».