Кормилец как минимум двух-трёх поколений жителей посёлка Строителя, флагман крупнопанельного домостроения в Яковлевском районе, комбинат ЖБИ-3 навсегда останется в истории города и района как главное градообразующее предприятие советской эпохи, на котором работал каждый второй житель посёлка. Они и приносили комбинату славу.
На этом снимке запечатлена бригада формовщиц-бетонщиц Зои Лукьяненко (в центре). В этот момент женщины работают с балконными перекрытиями. Молотки, шпатели, кисти – их орудия труда, ведь после отливки и пропаривания панелей в армированных формах их поднимали краном, и бригада устраняла дефекты: подчищала, подкрашивала, подмазывала.
Как рассказала бывшая работница отдела технического контроля Надежда П., размеры панелей были разными в зависимости от планировки будущих квартир. Их делали под конкретные проекты. ОТК проверял размеры, закладные детали на соответствие проекту. Для этого работниц поднимали на специальной платформе, и они по чертежам измерительными инструментами вымеряли длину, высоту, толщину каждой панели, проёма, детали, и только после этого панели отгружались на объекты строительства. Женщины гордились тем, что причастны к возведению жилых домов, в которых так нуждался посёлок. Работа на высоте опасна. В 90-е, например, один из тросов платформы не выдержал, и она оборвалась, две женщины из ОТК получили серьёзные травмы.
Был на ЖБИ-3 бетонно-растворный цех с не менее тяжёлыми условиями труда, как вспоминает Вера Л. Женщины работали в «подземелье», так они называли подземный коридор с транспортёром, подающим щебень для изготовления бетона. В зимнее время щебень на поверхности слёживался и не поступал в специальные колодцы над лентой, и женщины кувалдами и ломами разбивали замёрзшие громадины. От пыли не помогали даже респираторы. Но, отмывшись от грязи и усталости в бытовках, они с удовлетворением шли домой к семьям, детям, где их ожидал труд «отчаянных» домохозяек. По тем временам они получали и зарплату неплохую, и премиальные, и тринадцатую зарплату, правда, зависело это от качества работы. За здоровьем всех работников комбината следили медики здравпункта, профсоюз обеспечивал санаторно-курортным лечением, а молодёжь блистала в самодеятельности и на спортивных аренах.
О процветании этого близкого сердцу многих старожилов предприятия можно говорить очень много: у каждого из тружеников, наверняка, найдётся своя интересная история. Теперь, когда предприятия не существует, эти воспоминания греют душу теплом молодых лет, полных энергии, сил, желания трудиться и на своё благо и на благо Родины.