«Мода — это форма безобразия, настолько невыносимого, что мы вынуждены изменять её каждые полгода», — как‑то заметил Оскар Уайлд. Но бывает и так, что основные тенденции живут до десятка лет. Так было на рубеже конца 80-х – начала 90-х. Символом этого времени была агрессивная женщина-танк – время было такое, когда государство СССР оказалось на краю экономической пропасти, и женщинам приходилось ой как несладко в роли самодостаточных профессионалок, совмещающих обязанности домашних хозяек. Приходилось быть «пробивными», настырными, чтобы чего‑то добиться. В одежде это отразилось с помощью силуэта с широкими и высокими плечами, напоминающими перевёрнутый треугольник, или с рукавами «летучая мышь». В качестве основного аксессуара использовались широкие пояса. Коротко стриженые волосы подвергались химической завивке, несколько прядей осветлялись. Это было похоже на шлем воина. Кто избегал завивки, делал начёс. Женщины использовали яркую косметику: перламутровые тени и помада, чёрный карандаш выделяли глаза и губы.
Пиджаки носили как с юбками-мини, так и брюками-бананами, широченными вверху, со складками или сборками у пояса по талии и зауженными книзу. Они впервые появились в Америке в середине 20 века и служили чем‑то наподобие униформы для чернокожих музыкантов, исполняющих джаз. Поскольку в стране всеобщего дефицита купить готовое изделие было невозможно, их шили на заказ или самостоятельно.
Оксана П.:
«Мечта иметь «бананы» сподвигла женщин на всякие ухищрения. В стране развитого социализма самой подходящей тканью для этой модели брюк оказался… тик. Да, да, тот самый, из которого шили наперники на подушки. Она была разной по цвету и такой прочной, что через неё не проникало перо. Правда, у нас в Строителе маме достался тик неопределённого желтоватого цвета, но всё равно брюки из неё вышли классные! А брат загорелся клетчатыми штанами, которые были в моде у пацанов. С шотландкой было попроще, она нашлась в ателье, там ему и пошили вожделённые брюки».
А незабываемый бум с «варёнками»! Обычные джинсы доставали, где только могли, и самостоятельно превращали их в модный бренд.
Марина С.:
«Мама достала мне недешёвые джинсы. Я их спрятала, задумав провести несложную, на мой взгляд, операцию втайне от родителей. Выбрала момент, когда они были на работе, достала из кладовки выварку (ёмкость для кипячения белья), скатала в косичку штанины, завязала узлы, погрузила в воду с отбеливателем и поставила на огонь. Прошёл час, и я уже готовилась заканчивать варку, как появилась мама. Боюсь, что не хватит красок, чтобы передать нашу схватку. Но делать было нечего, она смирилась, а я стала самой модной девочкой в классе».
В это же время уличный подиум захватили такие вещи, как разноцветные куртки-дутики из тонкого капрона с утеплителем, напоминающие костюм горнолыжника, и синтепоновые длиннополые пальто с большими накладными карманами. Шиком считались эти изделия из Финляндии и Японии. Женщины изобрели головные уборы «труба» или «чулок». Они вязались самостоятельно круговой вязкой на четырёх спицах, и совмещали в себе сразу и шапку, и шарф. Некоторые носили вязаные повязки на лбу. Джинсы-пирамиды светло-голубого цвета носили и мужчины, и женщины. Они были объёмными сверху и зауженными книзу, подворачивались внизу манжетой, имели верблюда на заднем кармане.
Для уличной моды характерна массовость: популярную одежду носили все, независимо от кроя и склада фигуры. Главное, что ты в «тренде»!
Спрос рождал предложение: индийская лёгкая промышленность стала поставлять джинсы-«мальвины», готовые «варёнки» и джинсы-пирамиды. Лёгкая промышленность в Союзе тоже сориентировалась (уж легально ли или нелегально) и наводнила рынок дутиками и пальто из синтепона. Когда развернулась кооперация в 90-х, турки засыпали нас «брендовыми» вещами. Мода, как капризная красавица-сердцеедка, насытилась, потому что главное для неё – вечная погоня за новым, эксклюзивным, и образ женщины-танка сменил спортивный стиль и малиновые пиджаки. Ретро-образы ещё не раз возникали и продолжают возникать в нашей жизни, хотя, как справедливо отметил Генри Дэвид Торо, «каждое поколение смеётся над старой модой, неизменно следуя новой». Оно просто не знает, что новое порой – хорошо забытое старое!