Не счесть имён поэтов и писателей, воспевших искрящуюся красоту, ранимую тонкость и призрачную прозрачность хрусталя в метафорических образах! А мода 70-х прошлого столетия пропела торжественный гимн самим изделиям из хрусталя. Они были весомым признаком материального достатка и наличия полезных знакомств, потому что найти в обычной продаже вазочку или конфетницу из хрусталя было нереально.
Светлана Б.:
«Двоюродная сестра жила в Гусь-Хрустальном, где был известный на всю страну завод по изготовлению хрустальной посуды и сувениров. Она постоянно подкидывала нам вазочки, наборы бокалов и рюмок, конфетницы и салатники. Так и вижу, как мама любовно протирает светящийся радужными гранями набор бокалов с тёмно-синей ножкой. Цветной хрусталь был особенно ценен. Все мои подруги завидовали и просили «достать» им хотя бы какой‑нибудь предмет».
Доставали ценную посуду, где кто мог. Одна учительница рассказывала, как ей родители учеников к 8 Марта подарили набор рюмочек. Узор был сереньким и незаметным, «не играл» светом, но она радовалась, как дитя. Ей повезло, одна из мамаш работала в отделе посуды хозяйственного магазина.
Многие изделия были тяжеловесными и толстостенными, потому что, наращивая объёмы производства, предприятия отчитывались о выработке стекла, а не о количестве выпущенных изделий из советского «баккара» (лучший сорт французского хрусталя, ирон.), потому и ассортимент был однообразным. Изготавливались, конечно, какие‑то коллекционные вещи, но не для широкого потребителя.
И что характерно, посуда эта практически не использовалась по назначению, а если её доставали из сервантов, то только по самым большим праздникам. Берегли этот атрибут богатства. А если хозяйке улыбнулась удача, и она стала обладательницей хрусталя из Чехии или богемского стекла, то на них вообще было наложено вето. Они были своего рода музейными экспонатами.
Серванты входили в состав так называемых «стенок» — мебельных гарнитуров, в которых отдельные предметы выстраивались в один ряд – стеной, и это экономило пространство советских малогабариток. В стенку укладывался весь домашний скарб: от не менее дефицитных, чем хрусталь, собраний сочинений классиков до постельного белья и посуды. Полки серванта за стеклом у хороших хозяек были уставлены предметами из хрусталя и сервизами «Мадонна».
«Мадонна» — это особая статья. Сервиз изготавливался в ГДР (на территории восточной части Германии). Отличительной их чертой было перламутровое покрытие и декор в стиле барокко с полуобнажёнными красавицами. Настоящая «Мадонна» стоила дорого и была признаком состоятельности. Но спрос рождает предложение, и поздние аналоги таких наборов посуды заполонили рынок. Сейчас сервиз семидесятых годов, состоящий из 94 приборов, предлагается в ценовом диапазоне от 18 до 45 тыс. рублей. По этой же причине, изобретательные советские дизайнеры интерьера учли спрос граждан на хрустальную красоту и «родили» разного рода люстры и торшеры «под хрусталь», наводнив ими рынок.
Тамара Ф.:
«Я работала в торговле и одной из первых купила пластмассовое «хрустальное» чудо: люстра состояла из нескольких окружностей разного диаметра, располагающихся по мере убывания, в которые вставлялись сделанные из прозрачной огранённой пластмассы «висюльки» — так мы их называли. Когда включался свет – комната наполнялась неземным сиянием. Со временем на них садилась пыль, они тускнели, но после купания в соде и уксусе снова обретали сказочную прелесть».
Новое поколение признало хрусталь старомодным и безвкусным и гостей встречает бокалами из обычного стекла. Но в домах их родителей наверняка живут-поживают дорогие сердцу и памяти хрупкие вещицы из особенного стекла.