Село Казацкое – родина Николая Васильевича. Здесь в убогой хатёнке прошло его детство. Поднимать и ставить на ноги его и брата Леонида пришлось маме Татьяне Васильевне, солдатской вдове, да бабушке Ксении. В деревне нет понятия «женское воспитание» — деревенский труд сызмальства воспитывает настоящих мужиков – опорой своим женщинам, особенно в послевоенное время.
Анна Степановна родом из села Ворскла. Не надо расписывать, каково приходилось семье, в которой росло одиннадцать детей. Все они, в том числе и Аня, с малых лет познали всю тяжесть сельского труда и в 14 лет уже работали в колхозе, чтобы помочь матери, Ольге Илларионовне Воронковой. Как ни крути, а корень у супругов по сути один – оба с детства хватили лиха, прошли через трудности и узнали цену счастливой и благополучной жизни.
Их первое знакомство было коротким, и, хотя они испытали симпатию друг к другу, но дальше пошли своими дорогами. Тогда судьба дала ещё один шанс (ведь это она сводит пары), и случайная встреча в троллейбусе привела, наконец, к браку. Для кого‑то любовь — вздохи, поцелуи при луне и всё, что за этим следует, для Ивановых – это ещё и уважение друг к другу, умение слышать свою вторую половинку, взаимная поддержка, способность жертвовать личным благополучием ради любимого человека, душевная чуткость, сострадание. Их чувство проявляется в мелочах: он начинает говорить, она смолкает, она говорит — он смотрит на неё с обожанием и надеждой. Анна Степановна замечает, что муж сейчас, когда нуждается в особой заботе из‑за проблем со здоровьем, воспринимается как ребёнок. А кого более всего любят женщины? Конечно, детей. Они и есть сладкий плод любви.
Такие ажурные петельки общей радости и счастья. У Ивановых их двое. Сын Андрей и дочь Наташа. Раннее детство их прошло под присмотром бабушек, в детском саду и школе – родители работали на заводе «Энергомаш», создавая для них достойные условия жизни. Андрей и Наташа видели перед собой родительский пример настойчивости и целеустремлённости, трудолюбия и человеческой порядочности, помощи и поддержки в трудные минуты. Сейчас Андрей, художник, занимается оформлением надгробий. Но его живописные работы украшают стены родительского дома. Наташа – многодетная мама, если такой термин характерен для Канады, где она живёт. Она невероятно красива, о чём свидетельствуют её многочисленные фото как модели. Старшенький сын Наташи, Александр, менеджер в ресторанном семейном бизнесе, второй сынок — Фарез – студент, учится на врача, дочь Диана — косметолог. Каждый год семья Наташи приезжает в село Казацкое, чтобы внуки могли знать свои корни, могли ощутить горячую любовь деда и бабушки.
А этой любви всегда хватало на всех. Достойно прожили свою жизнь в семье сына и его мама, и его бабушка. Когда потребовалось жильё семье брата, Ивановы без разговоров приютили её у себя на несколько лет, пренебрегли личным комфортом. «В тесноте – не в обиде», — говорит Анна Степановна. Они очень неплохо ладили вопреки распространённому утверждению о двух хозяйках на одной кухне. К тому времени Ивановы уже заложили основу семейного благополучия – купили кооперативную квартиру.
Николай Васильевич убеждён, что материальное не менее важно, чем духовное, и создать его может каждый – только цель нужно поставить. Для души – рисование, его художественные способности пользовались спросом на предприятии. «Репиным я бы не стал» — объективно оценивает себя хозяин. А для заработка – работа слесарем-котельщиком. По копеечке, по крупице откладывали средства и купили «трёшку», постановили с каждой зарплаты 100 рублей откладывать, Анна Степановна сменила бумажную работу на физическую, где больше платили, – и вот они — «Жигули». Решили на родовом участке дом построить – потихоньку-полегоньку своими силами возвели двухэтажный уютный коттеджик, в котором всё говорит о любви к своей семье: картины сына, фото дочери и внуков, милые безделушки, которые смастерила хозяйка. Николай Васильевич о каждой трубе расскажет, Анна Степановна каждое растение продемонстрирует. И всё сделано по обоюдному согласию и с любовью! Тепло, чисто, гостеприимно, комфортно. Почему? Душа и сердце вложены в каждый штрих. Потому что всё сделали своими руками! Даже мёд на столе слаще и полезней, чем у кого‑то другого, потому что свой.
Павильонное пчеловодство – слышали о таком? 37 лет жизни Николай Васильевич занимается этим сложным делом. О нём он говорит взахлёб, открывая интересные детали: павильонные пчёлы агрессивнее, чем обыкновенные – живут скученно, как в «коммуналке», оттого и злые. Оказывается, места надо знать, где лучший сбор мёда будет, или что получать пчелиный яд – особое занятие и т. д. А ещё он шёл по жизни с фотообъективом: от «Смены» и «Зенита» до современных цифровиков, так что этот путь вполне уложился в нескольких фотоальбомах, разложенных по годам.
Анна Степановна даже выделить не может, что ей больше по душе. «Рукастая» — так в народе говорят о таких умелицах. Шьёт, вяжет, цветоводством занимается, тепличные культуры выращивает, курочек разводит в инкубаторе, не говоря уж о домашних заботах всех женщин: стирке, уборке, готовке, огороде, заготовках. Ещё и сыну с ремонтом помогает и поддерживает домашний уют в его квартире. Это её мир, насыщенный пользой и красками!
Вот и сложился жизненный узор «золотой» пары Ивановых, в центре которого господствует Любовь: друг к другу, к близким людям, к детям, к дому, к окружающему миру. Кажется, простой узор – да не каждой семье по плечу. Потому что Любовь – вещь хрупкая, её беречь надо! Ивановы берегут…