Local Logo
Новости Яковлевского городского округа Белгородской области
102.34
-1.08$
106.54
-1.41
+3 °С, моросящий дождь
Белгород

Поощрение или наказание. Стоит ли поощрять детей за хорошие оценки в школе и помощь по дому?

7 декабря , 13:00Общество

В современном мире родители для мотивации детей к учёбе часто используют деньги или подарки, полагая, что это эффективный способ для повышения успеваемости любимых чад. Но так ли это на самом деле: может быть, денежный стимул приносит больше вреда, чем пользы?

Дети вернулись в школу, скоро в бумажных дневниках появились отметки. Родители надеются, что это будут исключительно четвёрки и пятёрки. И для некоторых сие так важно, что они предлагают своим детям-школьникам деньги в случае успеха. Но это опасный путь. Тогда ребёнок всеми силами будет стараться заработать заветный балл, чтобы потом также усердно требовать за него компенсацию. В том, что хвалить детей за их достижения необходимо, никто не сомневается. Но нужно ли поощрять финансово, например, за хорошие оценки или мытьё посуды? Этим вопросом задаются многие родители. Давайте разбираться вместе.

Сравнение — вред, он один такой

Сын убрался в своей комнате и забрал сестру из сада, дочь вымыла посуду и получила пятёрку. И что, за это нужно платить? Мы попросили педагога-психолога ЯПТ, действительного члена ассоциации психологов г. Белгорода «Свет Белогорья» Светлану Невинных прокомментировать ситуацию с точки зрения специалиста и ответить на вопрос: вознаграждать ли ребёнка за оценки деньгами или нет?

— Поощрение может стать хорошим мотиватором для школьника, чтобы он старался лучше учиться, поможет укрепить связь между ребёнком и родителями. Поощрение может привести к более позитивным ассоциациям с учёбой, оказаться способом признания усилий ребёнка и его достижений.

Но есть и негативные моменты в поощрении. Оно может привести к тому, что ребёнок будет учиться только ради получения награды, а не из собственного интереса. Если он воспринимает поощрение как манипуляцию, это может привести к негативному отношению к учёбе. Поощрение может создавать конкуренцию между детьми и привести к нежелательному сравнению.

— Как же правильно в таком случае поощрять ребёнка? — продолжаем тему.

— Самым важным является формирование у ребёнка внутренней мотивации к учёбе. Хвалите его за старательность, усердие и желание учиться, а не только за высокие оценки. Не существует единого подхода к поощрению. Родители должны учитывать индивидуальные особенности своего чада и его мотивацию. Не ограничивайтесь материальными наградами. Используйте различные формы поощрения: слова похвалы, времяпрепровождение с ребёнком, дополнительные привилегии и т. д. Поощрение должно быть искренним, не привязанным к конкретной оценке, не слишком частым или избыточным. Учёба должна быть для ребёнка источником радости и самореализации, а не средством получения награды.

Вместо поощрения за хорошие оценки стоит сосредоточиться на создании атмосферы, где ребёнок чувствует себя комфортно, спокойно и уверенным в своих силах. При похвале за оценки я призываю родителей никогда не сравнивать его с кем-то другим (сестрой, братом, одноклассником, ребёнком подруги и т. д.). Сравнивать его достижения можно только с его же прежними достижениями. Например, тут у тебя получилось лучше, чем в прошлый раз, здесь — хуже. Почему? Какие ошибки ты допустил? Ребёнок — это личность, нужно любить его, а не его заслуги и достижения.

Стоит ли вознаграждать ребёнка деньгами?

С этим вопросом мы обратились к разной аудитории: родителям, педагогам и самим подросткам. Вот что вышло.

Евгений, многодетный отец:

«Детей не нужно поощрять за хорошие отметки в школе, это их святая обязанность — учиться и получать знания. Что касается успехов и достижений на других поприщах - творческих, спортивных, то тут можно наградить за личные рекорды походом в кафе или каким-нибудь развлечением, к примеру, поездкой на экскурсию».

Екатерина, многодетная мама:

«Я считаю, что детей можно хвалить за успехи в учёбе и даже поощрять, покупать им желаемые вещи. Но не акцентировать внимание на отметке. Иногда для ребёнка получить тройку — уже победа над собой, ведь сегодня он смог сделать что-то лучше, чем вчера».

Олеся Николаевна Поспелова, учитель русского языка и литературы гостищевской школы:

«Поощряем, потому что любим, потому что это наши дети, и не ждём специальных моментов, чтобы похвалить. Обязательно нужно поощрить важное достижение в жизни ребёнка: первая пятёрка, похвала от педагога и др. Родителям следует показать детям, что для них важны любые их достижения».

Одиннадцатиклассники гостищевской школы:

— Я за то, чтобы родители поощряли детей не за оценки, а просто так, независимо от того, что мы получили. Меня всегда поощряют, ведь оценки это не главное в жизни.

— Без поощрения, хотя бы в виде похвалы, у детей, особенно маленьких, не будет мотивации учиться, так как они ещё не могут осознать важность учения. Если дети учатся хорошо, но не получают реакции от родителей, у них может сформироваться неправильное отношение к учёбе (ребёнок может работать на износ, забывая об отдыхе, чтобы привлечь внимание к своим успехам). Родители не должны принимать оценки детей как должное, а поощрять за достижения, хотя бы в конце месяца или учебного года.

— Я считаю, что не нужно поощрять за учёбу, так как учёба — это наша обязанность.

— Я за то, чтобы поощряли за хорошие отметки, так как это поднимает мотивацию. Но мне покупают вкусняшки  просто так, потому что любят.

Ирина, студентка:

«Мне систему оплаты по итогам четверти за хорошие отметки в школе ввёл дедушка. Это не были единственные карманные деньги, скорее бонусы. Данный подход не стал мотивацией к учёбе, с ней у меня было всё в порядке, но дал понимание: если иногда поднапрячься, то можно получить чуть больше денег на свои «хотелки».

Альтернатива — щенок

В каждой семье свои правила: кто-то даёт детям деньги на карманные расходы просто так, кто-то не даёт вообще, а кто-то платит только за пятёрки в дневнике. Важно, чтобы родители поддерживали ребёнка не столько за успехи в учёбе, сколько за хороший результат в том, что ему действительно интересно. Оплачивая просто оценки, мамы и папы лишают ребёнка возможности понять ценность обучения. Более того, «бизнес-отношения» способствуют формированию не самых лучших качеств: школьник будет хитрить, обманывать, списывать, чтобы получить нужный балл. Смещается фокус с процесса обучения на оценки.

Помимо денег есть ещё альтернативная форма поощрения. Какая — это зависит от самого ребёнка. В любом случае родители обычно знают, чего хотят их дети: погулять лишний час на улице с друзьями, завести щенка или отправиться в путешествие. То есть для начала можно не сводить всё к финансовой стороне вопроса, а рассмотреть разные виды мотивации, которые можно чередовать и комбинировать. И тогда желаемое станет достижимым.

Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтактеОдноклассникиTelegram..

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
СпортСегодня, 16:39
Белгородцы смогут пробежать символические 2025 метров
Материал
ОбществоСегодня, 16:29
Вячеслав Гладков поделился историей бойца с позывным „Немой“
Материал
ОбществоСегодня, 13:00
Какие подарки готовят для своих близких яковлевцы на Новый год