Ох, как тяжко ныне мошенникам! Народ становится все умнее и подготовленнее, а тем же как-то надо крутиться, зарабатывать на жизнь, выбивать кровные у граждан. Вот и изобретают они новые, изощрённые способы оболванивания.
— Молодой человек на том конце связи уверял, что он «из поликлиники», обратился по имени-отчеству, и заявил, что мне надо флюорографию пройти — рассказывает наш читатель Виктор Ч.
— Зачем, — говорю, — я недавно более серьёзное обследование проходил.
Из какой «поликлиники», он не уточнил, а я тоже не стал уточнять.
Версию о «другом обследовании» собеседник вроде как принял, но попросил назвать номер СНИЛСа, а заодно номер и серию паспорта. Для чего? А он, дескать, тут же создаст мою электронную медкарту (которая давно уже создана).
— Не-не, — говорю, — я ничего такого по телефону не даю. Да и в поликлинике все нужные сведения обо мне есть.
— Да это ж мне надо искать… Войдите в моё положение!
В каком он положении, собеседник мне не сообщил. На том разговор наш и закончился. А ведь по задумчивости я, каюсь, чуть лишнего не наболтал. Кроме данных документов, конечно.
А в поликлинике меня попросили сообщить, с какого номера был звонок. Да вот он: 8-924-492-24-36.
Поликлиника — настоящая — даже не дослушала:
— С мобильных мы никогда не звоним. Ничего ему не сказали? И никогда не говорите. Вам звонил мошенник, не сомневайтесь!
Между тем, Банк России предупреждает белгородцев о новой мошеннической схеме. Аферисты звонят от имени страховой компании и говорят человеку, что срок его обязательного медицинского полиса якобы истёк.
Мошенники предлагают прямо сейчас выпустить новый полис — электронный. Затем просят человека установить поддельное приложение Минздрава и получают с его помощью удалённый доступ к чужому телефону, к мобильному банку и счетам жертвы.
На самом деле полисы обязательного медицинского страхования действуют бессрочно. Менять их на электронные тоже не нужно, успокаивают взволнованных граждан специалисты Банка.
«Если кто-то связался с вами по поводу ОМС, положите трубку и самостоятельно перезвоните в страховую компанию, которая выдала вам полис. Впрочем, так же стоит действовать и при звонках от сотрудников правоохранительных органов или Банка России. Как только с вами начинают говорить о деньгах по телефону — прекращайте диалог! Устанавливать по просьбе незнакомцев мобильные приложения или скачивать по ссылкам какие-то файлы — очень опасно, так вы сами можете предоставить мошенникам доступ к своим персональным данным», — отметил управляющий Белгородским отделением Банка России Андрей Беленко.
К слову, Банк России вдвое расширил перечень признаков мошеннических операций, которые должны учитывать банки для защиты своих клиентов, — теперь их шесть. Изменения уже начали действовать с 25 июля — одновременно с введением механизма обязательного приостановления переводов на подозрительные счета.
В список попадают реквизиты, которые уже засветились в преступных схемах. Если антифрод-система банка зафиксировала, что по счёту совершались мошеннические операции, перевод на него приостановят. Правило будет действовать, даже когда пострадавшие не сообщали об обмане и счета злоумышленника не передавались в базу данных Банка России, а остались только в собственной базе кредитной организации.
Кроме того, будут приостановлены переводы на счета получателей, в отношении которых возбуждены уголовные дела. Сведения могут поступать по любым каналам, не только при информационном обмене с правоохранительными органами. Также банки будут учитывать данные от других организаций о возможных мошеннических действиях получателя перевода. Например, если оператор связи сообщит, что перед переводом денег зафиксированы нехарактерная для клиента активность по телефону, рост числа входящих СМС с новых номеров или сообщений в мессенджерах, операция тоже будет приостановлена.
Вместе с новыми признаками продолжат действовать и ранее принятые. Так, банки должны учитывать информацию из базы данных Банка России о подозрительных счетах, а также устройствах, например, телефонах или планшетах, с которых совершались мошеннические операции. Кроме того, банки продолжат отслеживать и приостанавливать нетипичные для клиента операции — по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения транзакции.
«Клиента, который хочет перевести деньги на подозрительный счёт, банк предупредит об опасности и заблокирует операцию на два дня. За это время человек, возможно находящийся под влиянием злоумышленников, сможет одуматься и не подтверждать перевод. Но если клиент после завершения двухдневного периода продолжит настаивать на переводе, деньги уйдут по назначению, и банк не будет обязан их компенсировать. А если сам банк не проведёт проверку и сразу отправит перевод на счёт мошенников, не предупредив человека, то он должен будет вернуть обманутому всю сумму», — рассказала заместитель управляющего Отделением Белгород Банка России Инна Гребенникова.
Если реквизиты человека или организации ошибочно попали в базу данных, это можно оспорить. Порядок исключения данных из базы так же начал действовать с 26 июля.
Мошенники придумали новый способ получить доступ и к аккаунтам «Госуслуг». Эксперты по кибербезопасности рекомендуют в случае получения подозрительных писем сменить пароль и обратиться в центр обслуживания в МФЦ.
Аферисты от имени госпортала рассылают электронные письма о том, что якобы успешно выполнен вход в учётную запись. И, чтобы обезопасить данные, теперь необходимо позвонить по указанному номеру. После этого жертва сама связывается с аферистами, которые во время разговора выманивают уже реальные сведения.
Как поступить в том или ином случае, конечно, решать вам. Но эксперты настоятельно рекомендуют в случае, если возникло хоть малейшее подозрение, обрывать разговор. И это, как нам кажется, самый логичный вариант.
Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.