Local Logo
Новости Яковлевского городского округа Белгородской области
90.65
-0.33$
98.58
-0.19
+17 °С, ясно
Белгород

Природа зла. В чём причина нарастания агрессии в подростковой среде?

30 августа 2023, 08:30ОбществоФото: ru. freepik.com

Мы обратились за консультацией по этому вопросу к клиническому психологу детского поликлинического отделения Яковлевской ЦРБ Любови Перьковой.

Агрессия, безжалостность по отношению к сверстникам и братьям нашим меньшим, нетолерантность во всех её проявлениях. Всё это происходит где-то там, за горизонтом, это не может коснуться лично  меня и моего ребёнка. Так рассуждает каждый первый. Однако факты – вещь упрямая.

Вот подростки подрались и выложили всё в сеть, а тут разбили вазоны с цветами в самом центре города или просто так, от нечего делать, закидали камнями бродячую собаку. Все эти случаи становятся достоянием общественности, обсуждаются, обмусоливаются, а затем забываются… до следующего раза. Так в чём причина повышения градуса агрессии у подростков?

Лежачего… бьют

Толстая, крупногабаритная Таня хоть и отлично училась, но вызывала смешки у всех одноклассников из-за своего внешнего вида. В классе все были стройные и подтянутые. А Танька просто умная. Она неформат, предмет скрытых смешков. Второгодник Вася частенько потешался над её фигурой и лишним весом. В тот день была контрольная по алгебре. Василий сильно нервничал. Он заметил отличницу и, угрожая, попросил её помочь, при этом сильно дёрнул за косичку. Та просто смолчала. Контрольную Вася написал на неуд. Из-за чего решил отомстить Тане. Выждал её на лестнице и пихнул со спины. Все произошло, как он и рассчитывал: неуклюжая отличница упала с лестницы, разбив себе голову, к большому ликованию туповатого Васи.

Наши дети и подростки не имеют понятие о толерантности. К тому же сегодня почти отсутствует кодекс чести мальчишеских драк. Теперь могут бить и лежачего, и слабого, и «не такого». В казанской гимназии 17-летний подросток с пневматическим пистолетом и ножом стал удерживать учеников в кабинете. В городе Березники Пермского края десятиклассник лицея № 1 с ножом напал на учительницу физики. 15-летний девятиклассник одной из школ Подмосковья пришёл на уроки, вооружённый травматическим пистолетом и молотком.

В посёлке Голубая Нива Славянского района Краснодарского края 12-летний подросток насмерть забил друга куском металлической трубы. В конце зимы московская школьница устроила публичное избиение 13-летней одноклассницы, чтобы самоутвердиться. В июле произошла трагедия под Новосибирском, где четверо подростков до смерти забили 40-летнего мужчину палками.

Согласно результатам проведённого исследования Mail.ru Group, почти половина респондентов (49%) считают, что уровень агрессии в обществе за последний год вырос.

Не хочу напрягаться

Мы обратились за консультацией к клиническому психологу детского поликлинического отделения Яковлевской ЦРБ Любови Перьковой и поинтересовались, в чём причины агрессии у детей?

- Слово «агрессия» имеет латинское происхождение и буквально обозначает «нападение». Изначально агрессивное поведение ребёнка служит способом выражения эмоций. Агрессивное поведение - это не просто капризы или плохое воспитание. Проблема возникает из-за нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Накопление эмоционального напряжения требует выхода, но ребенок не умеет регулировать этот процесс и ведёт себя агрессивно.

Считается, что до 4-х лет, агрессивное поведение ребёнка – это его защитная реакция. В этом возрасте он не может сформулировать свои мысли, объяснить, не умеет общаться. Когда он переступает порог дошкольного учреждения, на него обрушиваются обстоятельства, которые вызывают стресс. Ему приходится делиться игрушками, взаимодействовать с другими детьми. Он этого не умеет делать. Как этому противостоять? Самое простое – это толкнуть, ударить, укусить.

Многие родители жалуются на то, дети не умеют, не столько играть, сколько проигрывать. Даже дома в семье за настольными играми все домочадцы играют только по правилам ребёнка. Как только он попадает в детский коллектив – начинаются проблемы, потому что там нужно играть по общим правилам. Это выводит ребёнка из зоны комфорта, и он начинает злиться и вести себя агрессивно.

Ещё одной из главных проблем возникновения агрессии считаю гаджеты. Они – бич, угроза для детей. Компьютерные игры не развивают ребёнка. Мелькающая картинка не позволяет ему сфокусировать внимание. Результат такой игры – эмоция напряжения, а мозг должен развиваться всегда, тем более, когда человек растёт.

В последнее время всё чаще можно услышать от детей и подростков такую фразу: «Не хочу напрягаться». Это касается всего: школы, творчества, спорта, домашних дел. Ведь даже чтобы заправить обыкновенную постель, нужно запустить мозговой процесс: расправить простынь, одеяло, развернуть плед. Для этого надо приложить усилия выстроить цепочку действий. Но дети не хотят напрягаться, думать, действовать. В итоге – раздражаются.

В подростковом возрасте агрессивность возникает как результат гормональной перестройки, усложняются социальные контакты. Появляется потребность доказывать свою значимость, силу, востребованность. Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивными видами деятельности, либо принимает крайние формы. Чтобы этого не допустить, надо ребёнка мотивировать, просить о поддержке, помощи. Если он увидит, что он востребован, у него получается быть полезным, значит, он не будет чувствовать себя изгоем.

Ребёнок, недолюбленный и недохваленный, жаждущий внимания и поощрения, инстинктивно будет требовать желаемого и применять для этого своё главное оружие – агрессию. И самое главное - обязательно нужно начать поиск причины. Не разобравшись в причинах, вы не сможете справиться с проблемой. Банальные запреты злости и агрессии приведут к ещё более сложной ситуации.

Агрессия – это сигнал для родителей, что ребёнку дискомфортно, что ему нужна поддержка и помощь. Важно дать понять ему, что вы его понимаете и осознаёте важность всего происходящего. Попробуйте начать разговор и попытайтесь вместе найти выход из ситуации.

В качестве профилактических мер рекомендую занятия спортом, особенно, плаванием, где ребёнок научится правильно дышать и находить выход из нестандартной ситуации.

Лакмусовая бумажка общества

Дети реагируют на внешние угрозы только двумя известными способами – бей или беги. Спровоцировать вспышку агрессии могут совершенно непредсказуемые действия и состояния: плохая оценка в школе, ссора с друзьями, требования родителей. Агрессия – это лакмусовая бумажка нашего общества, существующих проблем, взаимоотношений между взрослыми и детьми. Дети – это материал, который впитывает то, что видит. Агрессия взрослых зеркально перекладывается на детей. Взрослым лучше наорать, нежели объяснить и пожалеть.

Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтактеОдноклассникиTelegram.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 22:59
Вячеслав Гладков оценил масштаб разрушений после обстрелов ВСУ в Белгородском районе
Материал
ОбществоВчера, 20:58
Вячеслав Гладков съездил к «Солдатскому привалу»
Материал
ОбществоВчера, 18:58
ЗАГС зарегистрировал 2200 браков в Белгородской области