Победа31

Руководитель управления соцзащиты населения Елена Буняева - о социальном сиротстве

11 января , 08:02Общество

Специалист рассказала о том, как рост социального сиротства подталкивает к поиску новых форм по устройству таких детей.

В такое непростое для всей страны время одной из наиболее острых проблем является проблема социального сиротства, которая требует привлечения большего внимания различных субъектов профилактики и органов власти. Об этом мы говорили в беседе с руководителем управления социальной защиты населения администрации Яковлевского горокруга Еленой Буняевой.

- Елена Александровна, как известно, в 2022 году на территории округа было выявлено 11 детей, оставшихся без попечения родителей…

- Совершенно верно, но только 5 из них – это дети-сироты, которые приобрели свой статус из-за смерти родителей. Остальные дети – это несовершеннолетние, имеющие живых родителей или одного родителя, но которые устранились от выполнения родительских обязанностей по отношению к своим детям. Такие дети относятся к категории социальных сирот.

- Какие вообще существуют варианты, или виды социального сиротства?

- Выделяют следующие категории детей – социальных сирот: это отказные дети; дети хронически больных родителей; дети, родители которых лишены родительских прав за аморальные действия по отношению к своим же детям; дети, рождённые женщинами-заключёнными в местах лишения свободы; подкидыши, брошенные родителями в общественных местах.

У нас в округе все 6 детей приобрели свой статус в результате ограничения либо лишения родительских прав родителей (одного родителя), либо в связи с пребыванием родителей в местах лишения свободы за совершение противоправных деяний. Благодаря тому, что у всех детей имелись близкие родственники (бабушки, дедушки) либо старшие братья, все дети определены в замещающие семьи, то есть, находятся под опекой (попечительством).

- Это, в самом деле, хорошо. Но ведь бывают и обратные примеры?

- Да, имеют место и случаи, когда у детей, которые приобрели статус оставшегося без попечения родителей, нет близких родственников. Тогда единственно возможным путём для обеспечения всех законных прав и интересов ребёнка является помещение его в социально-реабилитационный центр для временного пребывания либо в детский дом.

Но известно, что важнейшим условием развития ребёнка является наличие его тесных и стойких эмоциональных связей с матерью или другим взрослым, замещающим мать. Ребёнок же, воспитывающийся в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишается главного фактора, необходимого для развития его как личности - фактора родительской любви.

- Без этого, безусловно, трудно вырасти полноценной личностью, мы уж не говорим о том, что у такого ребёнка всё будет нормально с психикой…

- Дети, лишённые родительской любви, не чувствующие себя нужными, ценными и любимыми, вне зависимости от своего поведения и успешности, испытывают серьёзные трудности на этапе вхождения в самостоятельную жизнь. Несформированность социальных навыков становится позднее одной из основных причин социальной дезадаптации выпускников детских домов. Ребёнок, выросший в сиротском учреждении, привыкает к тому, что от него мало что зависит, он не способен планировать свою жизнь, его самооценка крайне низка, происходящее с ним определяют другие люди.

Важнейшим же фактором успешной адаптации и сохранения психического здоровья является позитивное представление о своей личности. Часто детский опыт беспомощности выступает в качестве основной причины жизненной пассивности и депрессивных установок у взрослого человека и является результатом его продолжительного неуспеха в самостоятельной жизни.

- Что ваше учреждение предпринимает, исходя из этих установок?

- В течение текущего года в различные организации для детей, имеющих статус оставшихся без попечения родителей или попавших в трудную жизненную ситуацию, органами опеки и попечительства было помещено 5 детей. Трое из них - по заявлению матери, двое - по собственному заявлению, что не может не волновать, особенно если ребёнок отправляется в государственное учреждение по собственному выбору.

- А какие сегодня существуют варианты устройства таких детей без родителей?

- Существующие в настоящее время формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, представлены двумя направлениями: помещением детей в сиротские учреждения (интернаты, детские дома и детские дома семейного типа) и устройством их в семьи (усыновление, опека, приёмная семья). Однако во многих областях в последние годы активно развивается институт профессиональной замещающей семьи.

Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в таких семьях осуществляется на условиях договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающим воспитателем (родителем), который является профессиональным работником и получает за выполнение своих обязанностей заработную плату.

- Как нам кажется, это аналог тех самых детских домов семейного типа, которые были так модны в стране в 90-х годах…

- Педагоги, психологи и врачи подчёркивают преимущества семейного воспитания ребёнка. В отечественной педагогике и психологии решающая роль семейного воспитания в формировании личности ребёнка признавалась всегда. Профессиональная замещающая семья должна показать ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, модель близких принимающих отношений, отличающуюся от тех моделей, которые он наблюдал ранее в дисгармоничной семье или в интернатском учреждении.

Благоприятный психологический климат в семье, компетентность замещающих родителей в вопросах воспитания, их толерантность к проявлению приёмным ребёнком своей индивидуальности являются важнейшими условиями для гармоничного развития личности ребёнка-сироты и его социальной адаптации.

- Получается, социальных сирот меньше не становится, и государство ищет какие-то приемлемые замещающие формы?

- Очевидно, что ситуация по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, рост именно социального сиротства подталкивают нас к поиску новых форм по устройству таких детей. Очевидно, что назрела необходимость создания хотя бы одной профессиональной семьи, как особой, наиболее перспективной и предпочтительной модели замещающей семьи. Воспитываясь в семье, ребёнок не только расширяет свой ролевой репертуар, но и устанавливает новые эмоциональные контакты, приобретает навыки, необходимые для будущей самостоятельной жизни, в том числе, и для создания собственной семьи.

Благодаря принципу: семья для ребёнка, а не ребёнок для семьи, создаются оптимальные условия для гармоничного развития личности ребёнка, актуализируются его потенциальные возможности, что улучшает социальную адаптацию и обеспечивает сохранение психического здоровья. В целом, профессиональная замещающая семья может рассматриваться как реабилитационная структура для детей, оставшихся без попечения родителей.

- Яковлевцы тоже вовлекаются в данную работу?

- Да, мы ждём неравнодушные семьи, готовые откликнуться для дальнейшего участия в судьбах несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, разных возрастных категорий, с разными физическими возможностями, способных подарить родительское тепло и любовь в рамках профессиональной замещающей семьи.

По вопросам организации и функционирования профессиональной приёмной семьи на территории Яковлевского городского округа можно обратиться в управление социальной защиты населения, отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними, материнства и детства по тел. 8 (47244) 5-75-86. Надеемся на совместные усилия всех субъектов профилактики в борьбе с социальным сиротством в нашем округе.

Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтактеОдноклассникиTelegram.

Сюжеты: Интервью