- Тук, тук. Кто там? Это феминизм, - «забавная» шутка, которая быстро стала расхожей в мире виртуальных пользователей. Особо она заходит тем, кто о зарождении феминистского движения, в общем-то, знает не больше, чем сами авторы этого легкомысленного комического «произведения». Уподобляться им не станем, лучше попробуем подойти к довольно самобытной теме более основательно и объективно.
Всего каких-то пару лет назад разговоры о феминизме в России казались чем-то непристойным. Чего не скажешь о сегодняшнем времени, когда профеминистская повестка стала привычным делом и гармоничной частью картины мира среди многих женщин и мужчин - утешительно, что развитие общества не стоит на месте.
И всё же, лишний раз стоит дать определение грозному (по мнению многих дилетантов) слову. Феминизм - не более чем движение, направленное на борьбу с различными видами дискриминации, с которыми сталкиваются женщины во всём мире. А как же матриархат и мужененавистничество? Об этом поговорим позже, однако заметьте, феминизм никак не затрагивает данные понятия.
Обоснованно ли будет сравнить эпоху зарождения феминизма с его картиной сегодня? Если прародительницы движения боролись за право голосовать на выборах, получать достойную оплату труда и за возможность учиться в высших учебных заведениях наравне с мужчинами. Сегодня мы можем говорить о том, что женщины в современном и цивилизованном обществе не только «отвоевали» то, что по несправедливости им не принадлежало, но и встали на одну ступень вместе с представителями мужской части общества.
Однако, ничего не возникает на пустом месте – о том, как прививаются роли в сегодняшнем обществе, рассуждала французская писательница и идеолог феминистского движения Симона де Бовуар. Её коронной фразой в авторской книге «Второй пол» стала цитата «женщиной не рождаются, женщиной становятся».
Пожалуй, уместным в нашем разговоре станет перифраз: феминистками не рождаются… Если до сих пор в нашем обществе остались единомышленники феминистского движения, то проблемы, скорее всего, существуют и в нынешнее время.
С чем они связаны сегодня? Будет справедливым, если на этот вопрос ответят девушки, чья идеология жизни совпадает с идеологией феминизма. Впрочем, для себя мы всё-таки оставим право выбора возрастной категории собеседниц, где остановимся на молодом поколении – кто, как не молодые и современные девушки, могут рассказать о «женских» проблемах 21 века.
Татьяна Добрусина, 21 год, студентка:
- Казалось бы, наше общество по праву зовётся цивилизованным, но до сих пор путает феминизм и бодипозитив. Не удивлюсь, если многие из нас и понятия не имеют, какую пользу для женской части общества принесло зарождение феминизма. Здесь мы говорим о радикальных переменах в законодательстве по отношению к женскому полу.
Однако сегодня проблемы стали носить другой характер: законодательные сменились на бытовые. Могу говорить только о личном опыте дискриминации, с которой столкнулась. Это, скорее всего, мелочь – стереотип о женщине за рулём, предпочтение работодателя в выборе сотрудника мужского пола, девушка должна всегда быть красивой, уметь готовить».
Сам факт неравенства глубоко лежит в менталитете нашего общества. Если перечислять всё, то можно дойти и до домашнего насилия (напомним, что в России декриминализированы побои в семье – авт.), отсутствия в нашей стране культуры согласия на секс, не говоря уже о традициях восточных стран и стран третьего мира. Да, есть законы страны, а есть законы жизни, по которым, к сожалению, живёт большая часть общества.
Но, простите, я всё же считаю, что равноправие необходимо во всём. Каждая девушка имеет право выбрать ту жизнь, которой она желает прожить, при этом не сталкиваясь с горой негатива и сопротивления только потому, что её выбор отличен от того, который для неё уже заготовили другие.
Пока одни представительницы женского пола упорно отстаивают свои права, другие с гордо поднятой головой восклицают: «Я не феминистка!» Согласитесь, довольно любопытно узнать, почему общественное движение, выступающее против дискриминации женщин, до сих пор не сравнялось по числу сторонниц с разнообразными патриархальными движениями. А если проще, почему многим женщинам не нравится движение, которое защищает их интересы?
«Раньше было плохо, а сейчас-то у нас всё хорошо» - в принципе, это и есть расхожий ответ на данную проблему. Тогда, по таким соображениям, пора поблагодарить воительниц прошлого, выборочно занести пару на безликий мемориал – и забыть о тёмных временах, которые давно миновали.
Остаётся только одно – понять, почему же в нашей современности всё ещё имеют место быть рассказы с неутешительным началом: «Однажды меня домогались», «Однажды мне отказали в работе, потому что я женщина», «Однажды меня пытались изнасиловать».
Как у любого общественного течения, у феминизма есть противники, в первую очередь последователи мужских движений. Вся их деятельность направлена на одну простую суть – если феминистка, «значит обиженная на мужика баба». Так ли это, действительно ли сторонницы общественного движения всего лишь разом обиделись на всех мужчин?
Ирина Кочук, 23 года, студентка:
- Помню, как в 9 классе спрашивала одноклассницу: зачем это вообще нужно, зачем нам феминизм? И она мне отвечала, мол, не бери в голову - феминистки все чокнутые. Теперь я феминистка. Однако не совсем понимаю, к какому течению у меня больше симпатий. Направлений феминизма довольно много, начиная с интерсекционального и культурного и заканчивая постмодернистским и марксистским.
Чтобы с каждым ознакомиться – почитать работы представительниц, оценить вклад в развитие идеологии, поразмышлять о минусах направления - нужно много свободного времени. Кстати, не скажу, что я против радикального феминизма. Потому что, как я понимаю, это не просто движение «долой мужиков», а, скорее, размышления по поводу трансгендерности: женщиной рождаются или становятся?
Обижена ли я на кого-то (смеётся – авт.)? Нет, вполне адекватно отношусь к представителям мужского пола. Скорее наоборот, если же мы живём в цивилизованном мире, то должны придерживаться современных правил, где нет места дискриминации и унижению – сильный же игрок должен играть честно?
Для того, чтобы достичь того уровня, где мы можем говорить о полном равноправии, требуется хорошее образование, умные книги, уроки взаимоуважения от родителей.
Знаете, какой принцип устоялся в поведении нашего народа? Принцип «из крайности в крайность». С принятием феминистского движения стал меняться подход к рекламным кампаниям, содержание гламурных журналов о красоте и моде. Многие известные лица поддержали идеологические взгляды феминизма: от писательниц, актрис и певиц до политиков, адвокатов и общественных деятелей. И всё-таки, должен же быть где-то подвох… Радикальный феминизм.
С молодыми радикальными феминистками Белгорода поговорила Дана Зибрина для городского блога «Пробел». Для нашего разговора мы почерпнули важное из речи главных героинь и собрали описательный образ: «Радикальный феминизм – это стремление к матриархату. Я хочу видеть мир, в котором правят женщины. Мир, в котором фамилия матери переходит ребёнку, потому что она его родила».
Какие же последствия могут ожидать нас от таких радикальных взглядов? Спросим у нашего эксперта, действующего члена Ассоциации психологов Белгородской области «Свет Белогорья», педагога-психолога Яковлевского политехнического техникума Светланы Невинных.
- Сейчас феминизм перерастает в новую волну, где женщины пытаются подавить мужчин. И дело тут не в физиологии, а в восприятии – как мы воспринимаем представителей мужской части общества. Давайте здесь будем говорить о том, что произойдёт, если женщина станет самодостаточной во всех смыслах этого понятия. Во-первых, это прежде всего затронет институт семьи. В семье должны быть и мама, и папа. Каждый родитель даёт что-то своему ребёнку. Деструктивная семья ведёт к заболеваниям, в том числе и хроническим, как ребёнка, так и самой женщины. Ещё один факт: смещение ролей и неприятие себя как девушки, - подмечает психолог.
И в общем-то, всё бы ничего, если бы сегодня феминизм не приравнивали к демонстративному поведению. Похоже, что самому феминизму необязательно быть популярным – гораздо важнее, чтобы известными стали проблемы из-за которых он продолжает существовать.