Мой знакомый долго копил на автомобиль «своей мечты». Полжизни ездия на стареньких отцовских жигулях, откладывая с каждой зарплаты по «десятке», в условиях постоянного роста цен он всё-таки накопил определённую сумму.
Сумму, которой, по его мнению, было достаточно для покупки. Автосалоны регулярно размещают свою рекламу в Интернете, и наивный мужик, увидев, скажем, цену в 600 тыс. рублей, элементарно «купился» на неё, не подозревая, на какие подводные камни он нарвётся.
Нет у нас автомобилей за такую сумму, вскинули брови в салоне на моего товарища. Автомобиль мы можем вам продать за 720 тыс. рублей.
Теперь уже брови удивлённо вздёрнулись вверх у моего товарища:
- Почему? Да нет у меня таких денег, - парировал он.
- Это стоимость дополнительного оборудования, которое установлено на данной модели, - ответил менеджер.
- Зачем же в таком случае указывать неправильную цену? – не сдавался раздосадованный покупатель.
- А Вам никто и не обещал такую цену, - по тону работника салона чувствовалось, что эту заготовленную фразу он произносит явно не впервые. – В нашей рекламе стояла цена: ОТ…
Это двусмысленное «от» сломало мечты не одного потенциального покупателя. Помните, как в стране несколько лет назад обещали семейный автомобиль за 350 тыс. рублей, проча кандидатом в него Фольксваген-Поло. Машину создали, в настоящее время она, действительно, в хорошем спросе у россиян, но по обозначенной цене её никогда не продавали, даже без дополнительного оборудования. Да что там «Поло»! Это всё-таки иномарка, хотя и вышедшая с конвейера на автозаводе в Калуге.
Сегодня чисто российские машины типа «Гранты» дешевле 700-800 тыс. рублей не купишь! Даже тот же «Поло» меньше миллиона рублей уже никак не найти. И люди вынуждены выбирать между автомобилями на вторичном рынке и новым авто, но по той цене, которую они явно не планировали.
Благо, что доступны в стране кредитные предложения при покупке автомобиля, но обещанные приемлемые ставки на уровне 9-11 процентов продержались недолго. Сейчас, особенно с ростом ставки рефинансирования Центробанка до 20 процентов, ставки всех кредитов вырастут как на дрожжах. И неизвестно, будут ли далее сохраняться такие государственные программы как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
Мы проанализировали сайты ведущих белгородских автосалонов. И вот какие на их сайтах сегодня значатся цены.
Салон «Тринити-Моторс» - официальный дилер КИА в Белгороде. Цена на всю линейку автомобилей КИА вывешена с поправкой «от». Правда, их уровень говорит, скорее, о том, что автомобили по такой «минимально обозначенной цене всё-таки есть в наличии, и закон о рекламе тут не нарушают.
Модель Пиканто – от 1 164 900; Рио – от 1 217 900; Рио Х – от 1 337 900; новый Сиид – от 1 904 900; новый Церато – от 1 765 900; Соул – от 1 539 900; Селтос – от 1 646 900; К5 – от 2 322 900 и т.д. (добавим, что на белгородском сайте открыто выложены все имеющиеся в наличии модификации по оснащённости, коробкам передач, дополнительным опциям, и цены значатся уже твёрдые, без этих таинственных «от»).
Если сравнить с одним из московских автосалонов, которые, по практике, чаще всего хитрят с ценниками, там цена на аналогичные модели выглядят следующим образом: Пиканто – от 859 900; Рио – от 774 900; Рио Х – от 909 900; новый Сиид – от 1 379 900; Соул – от 1 539 900; Селтос – от 1 646 900 и т.д.
Понятно, что такой разницы в цене быть не может по определению, а значит, во втором случае налицо уловки, которые впоследствии обернутся «незапланированными» сюрпризами для покупателя.
Другой официальный дилер автомобилей Рено – автосалон «Авто-Белогорье». Здесь тоже на сайте представлен весь модельный ряд. Так, стоимость модели Аркана обозначена от 1 575 000 рублей; Каптюра - от 1 466 000; нового Дастера - от 1 361 000; Сандеро – от 1 018 000; Логана – от 908 000 руб.
И вот цены на сайте одного из московских автосалонов, совершенно случайным образом отобранного в поисковике. Стоимость той же модели Аркана значится уже от 1 225 000 рублей; Каптюра - от 1 301 000; нового Дастера - от 1 352 000; Сандеро – от 808 000; Логана – от 783 000 руб.
То есть, как нетрудно заметить, разница очень существенная. И это не значит, что в столице новый автомобиль вам продадут по более низкой цене – той, что указана на сайте. Лучше заранее готовиться к «сюрпризам».
Не знаем, как сейчас текущая обстановка отразилась на продажах автомобилей (бытовую технику, говорят, с конца февраля скупали как никогда), но месяц назад они уходили как горячие пирожки.
Как утверждают специалисты, из-за дефицита новых автомобилей, вызванного нехваткой чипов и электронных компонентов, многие дилеры добавляют к стоимости машин дополнительное оборудование или различные услуги.
Иногда так называемые «допы» обходятся покупателям в десятки и даже сотни тысяч рублей. Одна история, случившаяся в красноярском автосалоне, претендует на попадание в Книгу рекордов Гиннесса: его сотрудник навязал клиенту дополнительные услуги на сумму почти в четверть миллиона рублей!
После покупки нового автомобиля в кредит сотрудник автосалона добавил в общую сумму услуги эвакуатора, круглосуточную помощь на дорогах, а также юридическую поддержку.
Стоимость дополнительного обслуживания составила чуть больше 240 тыс. рублей. Увидев значительную прибавку в стоимости, клиент решил отказаться от навязанных услуг и потребовал от продавца вернуть деньги. Получив от автосалона отказ, клиент обратился в Роспотребнадзор, а затем подал иск в суд. Ну, должна же такая наглость как-то быть пресечена!
После рассмотрения дела суд встал на сторону истца и распорядился взыскать в пользу потерпевшего 492 тыс. рублей.
«Аналогичные ситуации, когда покупатель просто отказывался платить за «допы», происходят периодически по всей стране, - прокомментировал для нас ситуацию юрист Александр Виноградов. - И суды становятся, как правило, на сторону покупателя. Хотя, наверное, можно понять и автосалоны: они вынуждены продавать автомобили по отпускным ценам автозаводов, а зарабатывают соответственно как раз на дополнительных опциях. Как мне кажется, в этой ситуации следует вести речь о разумных дополнительных опциях, которые востребованы и не «отправляют покупателя в нокдаун».
Павел Н.:
«Сотрудники банка при оформлении включают в договор ненужные услуги, под предлогом обязательных. Это СМС-информирование, карта "Золотой ключ". Но это что касается банка, и от них можно отказаться в течение 14 дней. Внимательно следите и не подписывайте заявление на независимую гарантию, которую подсунет кредитный специалист уже автосалона. Это не обязательная страховка и не страховка вовсе. Отказаться и вернуть деньги почти невозможно, а сумма от 50 000 рублей и выше. Мы нашли лазейку, как признать договор недействительным и будем писать досудебные претензии + жалобы в Роспотребнадзор на эту практику салона».
Евгений:
«Менеджеры автосалона совсем обнаглели! Хотел купить машину, которая в наличии без допов, но не смог… за реальные деньги не продают, говорят, что нет машин свободных и все с доп. оборудованием…. Разводят на ровном месте, хамят, когда не всё идёт по их правилам».
Андрей Кожанов:
«Привозят машины под заказ, в договоре пишут одну цену, берут задаток, по приезде машины стоимость вырастает на 70000-80000 рублей».
Жанна Х.:
«Ужасные цены! Сегодня заехали прицениться, но на входе стоит автомобиль с ценой около 1040000, а по факту - 1740000. Это как получается - 700000 за допы? Самые ужасные наценки по Белгороду».
Андрей Мануйлов:
«Цены - космос, а сервис... оставляет желать лучшего. Наценку на машину делают 300 тысяч к цене производителя из-за ковриков и регистратора. Проще полететь в Москву».
Татьяна Бородаенко:
«Цены космические, особенно на доп. оборудование: сигнализация, регистратор и решётка декоративная стоят как полмашины!»
Что остаётся, как говорится, в сухом остатке? Главным образом то, что проблема существует. И она ложится тяжким грузом на плечи потребителя. Если покупателю понадобится кондиционер, он в купленное авто потом его установит.
Приобрести коврики и сигнализацию – это тоже легко сделать без посредничества автосалона, который откровенно «косит» деньги на простых людях! Конечно, если ты приобретаешь автомобиль миллионов за 5-6, то лишние 300-400 тыс., возможно, и не вызовут недовольства. А если ты можешь себе позволить бюджетное авто не больше чем за миллион, да и то за кредитные средства, то дополнительные 100 тыс. вызовут дикое негодование.
И ещё. Чтобы продвинуть свою продукцию без посредников, многие торговые марки, бренды, да и более мелкие производители открывали сеть фирменных магазинов. Почему данная тенденция не коснулась отечественного автопрома? Ведь даже авторизованные дилеры не обязаны сегодня продавать вам автомобиль по отпускной цене автозавода…
Когда материал уже был готов к печати, в стране грянули новые цены на отечественные авто. Теперь рекомендованные розничные цены на «Лады» выглядят так: