Local Logo
Новости Яковлевского городского округа Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+2 °С, дождь
Белгород

Почему дети не хотят учиться? Корреспондент «Победа 31» искал ответы на этот вопрос

1 апреля 2021, 08:24Общество
Фото: сгенерировано с помощью нейросети "Шедеврум"

Педагоги и родители высказали свою точку зрения по данной проблеме и предложили свои пути её решения.

«Если б не было школ, до чего человек бы дошёл» – исполняли когда‑то советские октябрята и пионеры на уроках пения. Спасибо поэту Юрию Энтину и композитору Владимиру Шаинскому, что сочинили такую песню. Действительно, без учения и школы человек мог бы запросто превратиться в дикаря.

Сегодня мы поговорим о школьных буднях и о самом сакральном родительском вопросе: «Почему ребёнок не хочет учиться?» Он постоянно возникает в семьях, где уровень успеваемости детей не нравится самим родителям. И тогда сразу возникает вопрос: ваш ребёнок не хочет учиться, или вы недовольны уровнем его результатов? Давайте разбираться.

Всходы бывают разные

Вообще‑то, неспособных детей нет. Просто у кого‑то способности лежат на поверхности, это как белгородский чернозём – как зерно не брось, всходы будут. Но есть дети, с которыми нужно поработать. Если вопрос в отсутствии желания, значит, нужно придумать ребёнку мотивацию. Ведь когда мы стремимся к чему‑то, мы включаемся и начинаем действовать.

Если родители считают, что у ребёнка есть способности, но он их не реализует, значит, недостаточно мотивации. Нужно её придумать. Что делать? Для начала — поговорить. Не додумывать, не домысливать, не предполагать, и уж, тем более, не делать выводов на основании своих предположений. Родители должны выяснить, что его не устраивает, в чём его проблема.

Зачастую ученика нужно просто пересадить за другую парту в школе, и этого будет достаточно для позитивных перемен. Или поменять класс, и не потому, что он плохой, а тот – хороший, а потому что там у него по‑другому складываются отношения. В этом нет ничего сложного.

Чаще всего причиной неуспеваемости является какой‑либо дискомфорт. Если вы научили правильно относиться ребёнка к жизни, то перспектива подметать улицы его не испугает. Не надо исходить в своей мотивации из того, что он чего‑то не достигнет. Запугивание не принесёт положительного результата. Ищите мотивацию в достижении. То есть, если ты будешь это делать, то можешь достичь многого.

Не нужно бояться помощи психологов в этом направлении, они, вкупе с педагогами школы, могут дать целый ряд полезных рекомендаций. Они помогут открыть те стороны ребёнка, которые ускользнули от вас.
Как правильно мотивировать ребёнка к обучению? Мы обратились за советами к педагогу-психологу первой томаровской школы Виктории Балабанюк.

«Родители должны строить свои отношения с детьми на уважении и взаимном доверии. Им не стоит показывать агрессию или разочарование в учёбе ребёнка, поскольку может последовать обратная реакция. Тогда он может бросить «вызов» родителям: либо начнёт учиться из‑за страха, либо, наоборот, вовсе перестанет выполнять необходимую работу. Ребёнок должен понимать смысл в учёбе и хотеть учиться, а родители должны поддерживать его, помогать, но не делать за него работу. Необходимо уделять внимание пройденному материалу, формировать привычку его повторять, добиваться понимания полученных знаний на уроке», — отметила Виктория Александровна.

Он хочет, но не может

Вполне возможны ситуации, при которых ребёнок не хочет учиться потому, что не знает — как. «Их же в школе учат», — скажете вы. Речь идёт о том, что ребёнок очень плохо умеет учиться сам. Без постоянного руководства со стороны взрослых он теряется.

Нина Алексеевна, жительница города Строителя, бабушка первоклассника:

«Я специально переехала из деревни к дочери, потому что внук Роман пошёл в первый класс. Имею 30-летний учительский стаж. Хочу отметить, дети хотят учиться, однако они просто физически не успевают делать все задания. Программа очень сложная, очень много дополнительных заданий, которые отнимают массу времени, то нужно поделку сделать, то рисунок нарисовать, то стихотворение выучить. Это хорошо, я не спорю. Но мой внук имеет возможность их выполнить, потому что я с ним занимаюсь, как это выполняют другие дети, когда их родители работают – не представляю. У многих детей, и моего внука в том числе, внимание рассеянное, они не могут сосредоточиться на чём‑то одном, поэтому нужен строгий контроль со стороны взрослых. Без этого приходится задание переделывать, да не раз. Считаю, что нужно пересмотреть программу для начальной школы, где учитывалось бы мнение родителей и учеников».

Как заинтересовать подростка учёбой? Ответить на этот вопрос мы попросили социального педагога первой томаровской школы Ольгу Шипилову.

«Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными. Для желания учиться ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение, прежде всего, семьи. Плохо влияют на учёбу подростка аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения. С возрастом требования на дополнительных занятиях возрастают. В школе увеличивается объём заданий и нагрузка по предметам. Школьники испытывают дефицит времени на всё, в том числе и на любимые увлечения. Ученики нашей школы говорят, что учились бы с ещё большим удовольствием, если: уроки в школе были интересней; постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников, родителей; уроки вёл современный учитель, идущий в ногу со временем; отношения с родителями были бы доверительными; учебная деятельность и свободное время были бы организованы правильно; была бы отдельная зона отдыха, отдельная от других членов семьи», — подчеркнула Ольга Павловна.

Чтобы классная жизнь стала классной

Может ещё так сложиться, что ребёнку в школе – неинтересно. Он может учиться, способен, но не проявляет интереса, потому что хорошо учиться для него слишком просто. Тогда нужно вместе с педагогами принять решение об усложнении задачи, увеличении нагрузки. Чтобы у него происходила серьёзная зарядка мозга, а не лёгкая разминка.

Вот что думает по поводу причин нежелания детей учиться учитель начальных классов третьей школы города Строителя Елена Ивановна Сорокина, педагог высшей категории с 38-летним стажем преподавания:

«Почему дети не хотят учиться в школе? Скорее, этот вопрос не для меня. В моей практике таких ребят было немного, большинство детей хотели и хотят учиться, потому что учиться хоть и трудно, но интересно. На каждом уроке ребёнок делает открытие для себя, он узнаёт что‑то новое. Вот, наверное, первая причина, а может быть, и основная, почему ребёнок не хочет учиться – ему просто неинтересно. Мой прошлый набор — кадеты, так мы устраивали различные интересные мероприятия, встречи, экскурсии, пели, плясали и даже совершили полёт на самолёте. Это нам не мешало, а помогало хорошо учиться. Сейчас «мои» пятиклашки показывают отличные результаты в учёбе и продолжают активно участвовать в школьных мероприятиях. Мои первоклашки — тоже кадеты, хорошо дружат с пятиклашками и мечтают также полетать на самолёте. Чем не мотив — хорошо учиться? Но хорошо учиться не всегда получается, потому что, ну не получается всё сразу. Трудно. Вот, наверное, ещё одна причина нежелания учиться — страх перед трудностями. Порой родители слишком многого хотят от своих детей, много требуют от них, чтобы были обязательно «пятёрки», чтобы обязательно был первым, отдают детей на курсы английского языка, кружки, подготовительные классы и т. д. Всё это очень здорово, ребёнок должен развиваться, только вот объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо, они почему‑то забывают. Поэтому книгу В. Маяковского я бы посоветовала родителям иногда перечитывать. Нужно ли готовить ребёнка к школе? Нужно. Хорошо, когда ребёнок уже читает, считает и пишет. Но самое главное — ребёнка нужно научить слушать и слышать, казалось бы, два простых понятия. И ещё, хотелось бы, чтобы родители не были зависимы от оценки в тетради или в журнале. Ведь не это главное, важно, чтобы ребёнок мог сделать собственные выводы, самостоятельно оценить свою работу. Мне, наверное, везёт с родителями, которые понимают, доверяют и помогают мне, чтобы наша классная жизнь была действительно классной!»

Выше головы не прыгнешь

Часто бывает так, что родители были в своё время круглыми отличниками и «краснодипломниками», а их ребёнок, что называется, «середнячок», поэтому требования свои они завышают. Однако ребёнок не может быть отличником по химии на том основании, что химия была любимым предметом мамы в школе.

Ребёнок не должен писать сочинение «на отлично», только потому что папа — призёр всех возможных и невозможных олимпиад по литературе. И у ребёнка не будут отскакивать от зубов исторические даты только потому, что бабушка — историк. Это совсем другая личность и у него совсем другая сфера интересов. Подгонять его под придуманный родителями шаблон было бы преступлением по отношению к ребёнку.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Наталья Беспалова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияСегодня, 19:26
Беспилотники ВСУ повторно атаковали село Ясные Зори
Материал
ОбществоСегодня, 17:41
Вячеслав Гладков провёл первое заседание координационного совета по развитию ИЖС и агломераций
Материал
ПроисшествияСегодня, 15:05
37 водителей не пропустили пешеходов в Белгородской области за сутки