Победа31

Чтобы урок физры стал уроком физкультуры. Почему современные дети не любят физнагрузки?

28 января 2021, 08:07Общество
Фото: Анастасия Бутырина

Журналист сетевого издания «Победа 31» разбирался, почему социальная значимость этой дисциплины в современном обществе снизилась на порядок.

Никогда ещё проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро как сегодня. Это обусловлено многими факторами, и один из главных – всеобщее увлечение школьников компьютерными играми, общение в социальных сетях и мессенджерах.

Время, которое родители современных детей проводили на улице, гоняя в футбол или прыгая в «классики», играя в «вышибалы» или «казаки-разбойники», нынешнее подрастающее поколение проводит, уткнувшись в экраны компьютера или телефона. Всё чаще стали поступать предложения от родителей убрать оценки из аттестата, потому что у всех детей — разные физические возможности. 

Гильотина от головной боли?

Так может, не нужна «физра» в школе, и этот предмет вообще следует исключить из программы? Такой радикальный подход к решению данной проблемы не есть разумный. Когда у человека болит голова ему, не предлагают гильотину в качестве средства от головной боли.

Нужно не исключать урок физкультуры, а сделать так, чтобы он приносил максимум пользы и стал неотъемлемой частью образа жизни детей. Надо изменить не только подходы к преподаванию предмета, но и отношение к нему в обществе.

Начнём с родителей. Многие из них, признайтесь честно, предпочитают видеть своё чадо дома за компьютером, чем нервничать и переживать за его безопасность, отпуская ребёнка во двор. А если самим нужно идти – это вообще катастрофа!

Не во всех семьях материальное положение позволяет отдать ребёнка в спортивную секцию. Даже если за неё не требуется платить, то нужно покупать специальную униформу, обувь, инвентарь – это нынче всё недёшево. Обратите внимание на рацион питания. Фастфуд, чипсы, газировка – это наше всё! Неправильное питание приводит к излишнему весу детей. Они, как правило, малоподвижны и не горят желанием заниматься физкультурой. Получается, что ребёнок ещё больше начинает отставать в физическом развитии.

Но не только родители виноваты в физической слабости детей. Немалая часть вины лежит на учебном заведении. Уроки физической культуры в школе часто воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее подчинённое значение по отношению к таким, как математика, физика, литература и др.

Поддавшись сложившемуся в педагогической среде отношению учителей-предметников к урокам физкультуры как к чему‑то необязательному, второстепенному, неважному, ученики часто пренебрегают ими. Вот отсюда и появилась эта пренебрежительная «физра».

Обратный результат

В школе у детей огромная нагрузка. По итогам ежегодных обследований в детских садах и школах выявилось: только 50% детей в дошкольных учреждениях здоровы. В школе же процент здоровых детей к шестому классу уменьшается вдвое, а к 11 классу их остаётся только 5%. Это ли не катастрофа? 

Людмила Викторовна, жительница города Строителя, мама восьмиклассницы:

«Уроки физкультуры – это здорово, у них масса плюсов. Но самое главное — то, что они восполняют дефицит активного движения, который возникает во время учебного процесса у детей. Но урок физкультуры – это, прежде всего, интенсивное движение, во время которого всем нам свойственно, извините, потеть. Вот тут начинаются проблемы. Форму дети носить не хотят, мыться им негде. Получается, что после трёхкилометрового кросса или партии в волейбол футболки и носки у ребёнка — хоть выжимай. Вот и сидит он после физкультуры несколько уроков в мокрой футболке и в мокрых носках. Это будет чудом, если к концу учебного дня его не начнёт бить озноб. Любой, даже чудодейственный эликсир, если его неправильно принимать, даёт совершенно обратный результат. Это относится и к уроку физкультуры. Вместо оздоровительного эффекта мы получаем заболевание». 

Физическая культура – часть культуры народа

Почему дети не любят урок физкультуры? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили профессионалов — тренера по лёгкой атлетике спортивной школы олимпийского резерва горокруга Марину Бутырину и учителя физической культуры томаровской школы № 2 Анастасию Бутырину.

— Почему дети называют физкультуру нелюбимым уроком?

А.В. – Здесь несколько причин. Ученики не любят носить форму. Нынешние подростки обращают внимание не только на качество спортивной формы, но и на брендовую принадлежность. Если форма у ребёнка приобретена не в фирменном магазине, а на рынке, это может стать поводом для насмешек и издевательств.

Дети не любят физический труд, ведь он приводит к обильной потливости. Душевых в школах либо нет, либо на то, чтобы принять душ, не хватает времени. Многим ничего не интересно, в том числе и физкультура. Им не нравится, когда их заставляют что‑то делать, выполнять команды и выводят из зоны комфорта.

М.А. – На первом месте у ребят гаджеты, в которых они готовы сидеть сутками. Дети не всегда понимают, зачем им нужна физкультура, потому что не получают быстрого результата от занятий. Уже во взрослом возрасте приходит осознание необходимости занятий спортом, фитнесом, а пока они молоды и здоровы, то им это не нужно.

Фото: Анастасия Бутырина

— Какую роль в привлечении детей к занятиям физкультурой играет личный пример учителя, родителей? 

М.А. – Огромную. Если ребёнок с малых лет видит, что папа берёт в руки гантели по утрам, а мама качает пресс на коврике – со 100% вероятностью тот сам к ним присоединится, его и заставлять не нужно. Если в школе учитель не будет сидеть на скамейке и давать команды, а сам встанет в круг с учениками и будет отрабатывать волейбольные приёмы и передачи, или встанет на лыжи и покажет на практике, как нужно правильно с ними работать, то дети последуют его примеру. Многие ребята будут стремиться получить золотой значок ГТО, потому что такой красуется на груди у педагога. 

— Как вы считаете, нужно ли убирать оценки по физкультуре из аттестата школьников?

А.В. – Оценки по физкультуре убирать нельзя. Ведь физкультура – это урок, есть определённая программа, требования. Если не будет оценок, он превратится в хаос. У ребят совсем пропадёт интерес что‑либо делать.

М.А. – На уроке физкультуры дети учатся думать, просчитывать варианты, работать в команде. Радует тот факт, что наличие золотого значка ГТО приносит при поступлении в вуз дополнительные баллы, но жаль, что нет подобного поощрения при наличии серебряного и бронзового значков. Многие дети из‑за этого теряют мотивацию. 

— Необходим ли третий час физкультуры?

А.В. – Ещё как! На нём можно заниматься с детьми, которые пропустили уроки по уважительным причинам. Физическая культура – это не только программный материал по спортивным играм, гимнастике, лёгкой атлетике, это ещё совокупность материальных и духовных ценностей общества, которая и является культурой народа. 

М.А. – Третий час можно посвятить знакомству со спортивной карьерой выдающихся спортсменов, олимпийских чемпионов области, России, мира. Многие дети только слышали о них, но не знают, как они пришли к своим победам. Этот урок можно посвятить изучению русских народных игр – лапте, «горелкам», городкам, где проходила бы не только физическая подготовка детей, но они знакомились бы с историей народа, его традициями.

— Какие основные проблемы вы могли бы назвать в преподавании физкультуры?

А.В. — Нехватка времени, недостаточная оснащённость материально-технической базы. Хочется, чтобы на уроке у каждого ребёнка был в руках мяч, с которым бы он смог отрабатывать подачу. Необходимо вернуть лыжную базу. С учётом сегодняшних погодных условий было бы здорово обучать детей кататься на роликах.

М.А. – Считаю, что обществу в целом нужно изменить отношение к предмету. К сожалению, снизилась социальная значимость урока физкультуры. Занятия математикой важнее для учителя, ребёнка и родителя. Ведь впереди ЕГЭ и поступление в вуз. О физическом здоровье начинают думать, когда сталкиваются с проблемами. Необходимо, чтобы урок физры стал наконец уроком физической культуры.

Награда – здоровье!

Задачей физического воспитания, на наш взгляд, должна стать не оценка физического развития ребёнка, а само развитие. Требование сдачи нормативов от не тренированных детей не принесёт большой пользы, а может нанести только травму, как физическую, так и психологическую.

Решение этой проблемы мы видим в индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Занятия не должны вызывать негативные эмоции, перенапряжение. Только при таких условиях от них можно ждать положительной динамики.

Родителям же хотим посоветовать: вместо того чтобы доставать заветную справку, которая освободит ваше чадо от физических нагрузок (если нет серьёзных оснований), лучше задуматься, к чему это может привести. Если вы вместе с педагогами будете проявлять настойчивость, а ученик — усилия, то в выпускном классе ранее отстававший в физическом развитии школьник получит в аттестат честно заслуженную отличную оценку.

Но не только это главное. Ребёнок вместе с ней будет иметь крепкое здоровье и прекрасную физическую форму. А это, согласитесь, является более ценной наградой.

Авторы:Наталья Алексеева