Математика – 900, русский язык – 800, биология – 900, химия – 900 рублей. Итого – 3 500 в неделю, в месяц – 14 тыс. Думаете, это плата за ипотеку? Нет. Это столько среднестатистическая семья одиннадцатиклассника тратит в месяц на репетиторов. Как с нами поделилась наша читательница Елена, в этом году её дочь заканчивает школу, хочет стать фармацевтом, поэтому начиная с 1 сентября они с мужем работают только на неё. Маме хочется, чтобы дочь набрала высокие баллы, тогда у той будет шанс поступить на бесплатное обучение.
Вот расходы другой семьи. Богдан обучается в третьем классе, его родители тратят на репетиторов в неделю около тысячи рублей. За эти деньги репетитор с ним делает письменные и часть устных домашних заданий, да к тому же отдельно с ребёнком занимается логопед.
Более 125 тыс. репетиторов работают в Белгороде, из них более 124 тыс. — дистанционно. 412 787 учеников нашли своего репетитора. По крайней мере, эти цифры мы нашли на одном из популярных сайтов в Сети. Спрос как известно, рождает предложение. Сейчас на разных образовательных платформах появились масса онлайн-репетиторов, видеоуроков от ведущих педагогов, которые готовят к ОГЭ и ЕГЭ, но родители хотят заполучить живого репетитора, а не виртуального.
Такое явление, как репетиторство, возникло не вчера и не позавчера. Примеры широко известны в классической литературе. Взять того же Митрофанушку в фонвизинском «Недоросле» или Евгения Базарова в тургеневском «Отцы и дети». Доступность информации сыграла с детьми злую шутку: они не хотят запоминать даты, названия, формулы. Зачем? Ведь можно открыть в любой момент Интернет – там всё написано. Быстро сменяющийся ритм жизни, огромный поток информации мешают разобраться в материале.
За это надо сказать «спасибо» школьной программе, где часы по ведущим дисциплинам были сокращены. С таким багажом не то что до ЕГЭ, до контрольной не доедешь. Но всё же, как миллионы советских школьников получали знания без репетиторов и почему индустрия этих услуг стала такой популярной в наши дни? Об этом и поговорим.
К сожалению, былая слава советского образования канула в Лету вместе с развалом СССР. Но знания крепко засели в головах со школьных времён и стали золотым запасом. Спустя 30, 40 лет продолжают выручать его обладателей. То и дело откуда‑то из‑под сознания всплывают ответы на разные вопросы.
«Откуда я это знаю?» — частенько спрашиваем себя, и понимаем — со школы. При том, что многие не были отличниками, но разбуди советского школьника ночью и спроси формулу воды, чему равен квадрат гипотенузы или попроси прочесть наизусть письмо Татьяны Онегину – справится без затруднений.
Вот этот самый гранит поддаётся не всем. Больше достаётся тем, у кого зубы крепче и сообразительности больше. Всем известно, что в каждом классе есть ученики «от бога», которым легко даются и гуманитарные предметы, и точные науки. Но таких единицы. Все остальные делятся на «физиков» и «лириков», а ещё есть часть, кому до фонаря сам процесс учёбы. И таких становится всё больше.
Ещё один нюанс. Распространению репетиторства способствовало снижение уровня образования в школах. В 90-х годах прошлого столетия престиж профессии учителя стал стремительно падать. Наше общество разделилось на состоятельные и малообеспеченные семьи. Отпрыски из первой категории семей изначально не намерены и не мотивированы осваивать школьную программу в школе. Папа заплатит, придёт всё та же Марь Иванна, она мне всё объяснит лично.
Вся система школьного обучения рассчитана на то, чтобы ученик усваивал новый материал непосредственно в классе во время объяснения учителя, на деле получается, что кто‑то «недотягивает». И чаще всего виновата в этом система. Поскольку тот же самый ученик во время дополнительных занятий с тем же самым учителем достаточно прилично усваивает материал, который не понял в классе. Нагрузка такая, что ребёнку ничего не остаётся в целях самозащиты либо зазубривать непонятные формулы, либо «забить» на них с высокой колокольни.
Причин, по которым ребёнок не хочет или не может учиться, великое множество. Одна из них — противостояние школы и родителей. Эта «тихая» война не прекращается многие годы. От того, насколько удачно будет найден компромисс, зависит качество полученных ребёнком знаний. Все мы с вами заняты на работе, пытаемся выжить. Однако в какой бы мы ни оказались ситуации, ребёнок от этого не перестаёт быть родным.
Так почему же мамы и папы перекладывают на чужих по сути людей заботу о своём единственном чаде? Педагоги обязаны дать ему знания, сделать это качественно, ведь от этого зависит его дальнейшая судьба. Обязанность родителей – развить определённые навыки и черты характера, например, упорство и трудолюбие.
Своё мнение по поводу репетиторства высказала начальник управления образования администрации горокруга Татьяна Золотарёва:
«Нанять своему ребёнку репетитора — выбор и право каждого родителя, чаще всего такое решение продиктовано подстраховкой при решающих моментах, таких, как сдача ЕГЭ, подготовка к поступлению в вуз, к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам. Реже цель репетиторства — всестороннее развитие или глубокие знания в той или иной сфере. Насколько это оправдано, судите сами. С 1 сентября все школы Яковлевского городского округа функционируют в режиме «полного дня», в школах работают консультативные площадки по всем предметам, организована подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Учителя организуют работу со слабоуспевающими и мотивированными учениками, идут подготовки к олимпиадам, организованы различные курсы, в том числе и платные (например, когда занятия ведут преподаватели вузов). На федеральных платформах РЭШ, УЧИ.ру организованы обучение и подготовки. При организованной и целенаправленной работе в репетиторстве особой нужды нет. Многие старшеклассники сами подбирают для себя удобные Интернет-ресурсы и занимаются самостоятельно. Взрослым нужно чуть больше доверять своим детям, поддержать их в выборе».
Теперь к сути вопроса – по каким причинам родители нанимают своему ребёнку репетитора? Мамы и папы вынуждены прибегать к услугам помощников в обучении своих отпрысков, и причин тут несколько.
Первая – деловая. Родители пашут с утра до ночи. Это единственный способ поддержания достойного уровня жизни, им без репетитора просто не обойтись.
Вторая – амбициозная. Ох уж эти нереализованные мечты мам и пап! Как они больно «бьют» по чаду. Наш ребёнок, по их разумению, должен быть самым-самым – в учёбе, спорте, творчестве. И когда на горизонте от неимоверной нагрузки появляются «троечки», наступает момент истины – привлекается репетитор.
Третья – грустная. Всё больше и больше наше общество делится на богатых и всех остальных. Так вот в семьях, где достаток льётся через край, мамаши предпочитают заниматься исключительно собой, а не уроками отпрыска. С юных лет к нему приставлены гувернантки, репетиторы, воспитатели, которые приучают его к инфантилизму и отучают от самостоятельности. Мамы бахвалятся потом друг перед другом – мой Вова ходит к двум репетиторам, а мой Вася – к трём.
Четвёртая – вынужденная. К сожалению, бывает и такое. Когда педагог намеренно занижает оценку по своему предмету либо «не тянет». Вот родители волей-неволей обращаются к репетитору, чтобы не допустить «белых пятен» в образовании своего ребёнка.
Пятая – разумная. Родители видят, что их ребёнок целеустремлён и амбициозен, он хочет добиться в будущем хороших перспектив, и они ему стараются помочь. В этом случае – зелёный свет репетиторству. Только когда сам ребёнок поймёт, чего он хочет, кем он себя видит, тогда потраченные средства могут принести реальные положительные плоды и голова вашего чада будет заполнена умными мыслями. Поскольку учение из‑под палки вряд ли может принести позитивные результаты.
Порой вместо ожидаемой пользы занятия с репетитором приносят очевидный вред. Выполнять домашнее задание ребёнок должен сам, для этого‑то его и задают. Репетитор может только проверить правильность выполненной работы, объяснить непонятый материал и предложить упражнения на закрепление изученного. Занятия, которые сводятся лишь к выполнению заданной на дом работы, не принесут знаний, а разовьют у ребёнка лень и неспособность принимать самостоятельные решения.
Получить знания по принуждению невозможно. Часто родители заставляют своё чадо заниматься с репетитором, забывая, что без труда рыбку‑то не выловишь. Не стоит думать, что несколько часов в неделю, когда ребёнок витает в облаках, а в лучшем случае является пассивным слушателем, в то время как бедолага-репетитор пытается отработать деньги и без устали повторет формулы и правила, станут лучиком в тёмном царстве незнаний.