Как победить скуку на уроках? Мы нашли. На уроке русского языка советуют писать слова карандашом, а подчёркивать ручкой, а на математике — писать все примеры прописными буквами, заменяя цифры на слова. Шутка шуткой, но ни для кого не секрет, что многие дети не хотят учиться в школе и ждут с нетерпением выходных и каникул.
Ситуация с пандемией внесла некоторые коррективы, и дети поняли, что в школе – лучше, чем дома. Но для большинства лучше в плане общения, а не учёбы. Нежелание учеников учиться связано с тем, что им скучно на уроках. Учителя, к сожалению, не всегда могут заинтересовать аудиторию изучаемой темой. Даже если детям повезло с таким педагогом, то наверняка найдётся пара зевак, которым всё равно будет неинтересно.
Второй аспект скуки – сложная программа. Ребёнок не понял один раз, второй, а потом ему и понимать не хочется. Сегодня мы поговорим о том почему дети скучают на уроках, и действительно ли школьная программа заставляет хвататься за голову не только детей, но и родителей или это неправильная организация труда?
В прошлом году внучка нашей читательницы Олеси Сергеевны пошла во второй класс. С этого года у них началось изучение иностранного языка. Первое задание, которое нужно было выполнить детям, — пропеть песенку, текст которой размещён на английском языке на первой же странице учебника.
«Но как можно требовать от детей пропеть песенку, если они ещё не знают букв английского алфавита, не говоря уже об отдельных словах? — говорит Олеся Сергеевна. — Хорошо я, окончившая школу почти 50 лет назад, что‑то помню из английского. А многие родители не могут помочь своему ребёнку. Так для кого это задание?»
У Людмилы Фёдоровны — другая проблема. Её дочь пошла в школу, научившись читать и считать. Сейчас девочка учится в третьем классе. Занимается шахматами, рукоделием. На уроках выполняет классную и домашнюю работы за двадцать минут, а остальное время скучает.
«И это меня тревожит больше всего, — признаётся мамочка. — Я считаю, что, когда дети поступают в школу, нужно формировать первые классы, разделив их на тех, кто уже подготовлен к школе, и тех, кто в процессе учёбы требует больше внимания со стороны учителя. Тогда на уроках тому, кто легко усваивает школьный материал, скучать не придётся».
С мнением Людмилы Фёдоровны согласна и восьмиклассница Евгения:
«Было бы круто отделить тех, кто стремится к знаниям, в одни классы, а тех, кто ходит в школу, чтобы только списывать и мешать, — в другие. Тогда ребята, которые тянутся к знаниям, будут ещё лучше учиться, так как никто отвлекать и мешать не будет».
По мнению Жени, для неё и её одноклассников одна из школьных проблем связана с учёбой во вторую смену. До занятий они почти ничего не успевают сделать, а после уроков приходят домой уставшие и до поздней ночи делают уроки, отсюда и ошибки.
«Разговоры о нехватке у детей времени, загруженности в школе — надуманны, — утверждает Валентина Михайловна, мама старшеклассника. — Почему у тех, кто заканчивал школу в советские годы, времени на всё хватало? Мы также учились, ходили на факультативы, занимались в кружках, сдавали нормы ГТО, экзамены. Советские дети стремились к знаниям, а современные — проводят время в Интернете, соцсетях. Вот и получается, что в вузы чаще поступают полузнайки, из которых потом выходят полуспециалисты. Мы учились по единой школьной программе и учебникам. Многие ведущие учёные, конструкторы, писатели вышли именно из советской школы. За основу школьной программы надо брать осовремененный советский вариант, а не тянуться за западными системами».
Высказать своё мнение по нашей теме мы попросили педагогов Яковлевского городского округа.
Ольга Павловна Шипилова, социальный педагог томаровской школы №1:
«Каждый учитель хочет работать с желанием и отдачей, видеть перед собой горящие глаза учеников. Педагог на уроке не даёт информацию, а учит находить из потока информации нужную и правильно ею пользоваться для решения практических задач. Но получается так не всегда. Некоторые ученики скучают на уроках. Их единицы. Это те, кто ни к чему не стремится, им всё лень делать. Этим детям даже мыслить тяжело, поэтому скучно, и не только в школе, но и дома, и со сверстниками. Вопрос о перегрузке школьников весьма сложный и спорный. Родители говорят о перегрузке в 1–4-х классах, когда пытаются сделать домашнюю работу вместо ученика. Конечно, после рабочего дня сложно просидеть два часа с ребёнком, сначала заставляя делать уроки его, а потом выполнять самим. Ощущение перегрузки в 5–11-х классах возникает тогда, когда это связано с отсутствием контроля и системности в работе. Программа не перегружена. Нужно правильно организовать выполнение домашних заданий, осознать нужность школьных знаний. В этом на первоначальном этапе должны помочь родители, а потом ребёнок втягивается и сам справляется. Я считаю, что для учащихся необходимо правильное распределение времени и соблюдение режима дня для успешной учёбы и отдыха».
Елена Васильевна Жигалова, учитель русского языка и литературы гостищевской школы:
«Да, к сожалению, на уроках приходится видеть скучающие, отвлечённые лица учеников. Я думаю, что это связано с тем, что ребята получают очень большой поток информации, причём большая часть его не имеет отношения к школе. Это влечёт утомляемость детского организма, так как дети не могут правильно ориентироваться в этом информационном, загромождённом мире. К сожалению, и программа сейчас перегружена, причём большей частью во второй половине дня. Детям некогда отдыхать: после посещения всех кружков у них не остаётся сил и времени на выполнение домашнего задания».
Владимир Федосеев, учитель ОБЖ второй школы города Строителя:
«Дети разные бывают, но в основном с увлечением работают на уроках, этому подтверждение — значительные успехи в олимпиадах и конкурсах. Многое зависит и от самого педагога, смог ли он заинтересовать ученика. Что касается программ, то школы сейчас активно осуществляют переход на индивидуальные учебные планы, здесь ребёнок ставит для себя собственные приоритеты, ориентированные на получение будущей профессии».
Татьяна Александровна Ладных, учитель математики томаровской школы № 1:
«Мне сложно сказать обо всех, но у меня некогда скучать на уроках, смена видов деятельности помогает. При планировании учебного материала на год (имеется ввиду календарно-тематическое планирование, где распределяется количество часов на изучение конкретной темы) учитель вправе менять 20% распределения часов на темы, поэтому наиболее сложным темам можно отвести больше часов для изучения. Другое дело, что мониторинги, организованные муниципальными, региональными или федеральными службами, всегда проводятся в ущерб либо за счёт уроков, тогда возникает необходимость уплотнять материал — сокращать количество часов на изучение темы».
В наше время большинство родителей с ранних лет приучают мозг ребёнка немедленно получать всё то, что он хочет. К семи годам он и представить не может, что ему самому нужно прикладывать усилия, чтобы чего‑то добиться. Мамы и папы создают для своих чад искусственный мир, в котором есть только веселье, но нет работы.
Почему дети не помогают на кухне или во дворе, не убирают свои игрушки? Это же простая монотонная работа, которая тренирует мозг функционировать во время выполнения скучных обязанностей. Это та же самая «мышца», которая требуется для обучения в школе.
Когда дети приходят в школу и наступает время для письма, они отвечают: «Я не могу, это слишком сложно, слишком скучно». Сами понимаете, работоспособная «мышца» не тренируется бесконечным весельем. Она тренируется только во время работы. Приступайте к тренировкам!