Никогда не обращали внимания, что некоторые люди буквально «живут» на кладбище. Одно дело, когда свежа боль утраты и долго не отпускает ушедший в мир иной близкий вам человек. Ну, а когда на погост ходят как на экскурсию?!
Как‑то с десяток лет назад, не будучи сторонником частого посещения кладбищ и делающий это только в случае крайней необходимости, оказался с экскурсией на знаменитом парижском кладбище Сент-Женевьев‑де-Буа. Как вы понимаете, русского туриста интересовало не изящество надгробий (эту пёструю палитру – от самой скромности до шедевральных изваяний из чёрного мрамора можно наблюдать и у нас), там похоронено много русских эмигрантов.
Писатель Иван Бунин, режиссёр Андрей Тарковский, балетмейстер Рудольф Нуриев, поэт и бард Александр Галич, художница, кстати, белгородка, Зинаида Серебрякова, поэтесса Зинаида Гиппиус и др. Обычно в таких местах ощущается довольно тяжёлая энергетика. Но, прохаживаясь с экскурсоводом по аллеям известного погоста, мы, честно, её не почувствовали.
Подумалось в тех местах о другом: как там ухожено! Кстати, Россия наряду с Францией принимает участие в содержании фактически русского кладбища в центре Парижа. И как же уныло на этом фоне выглядят кладбища внутри нашей страны.
Хотя, справедливости ради, и у нас — в частности, в Москве, есть такие места. Взять, к примеру, Новодевичье или Ваганьковское кладбища…
Помнится, по возвращении из Европы (а было это как раз весной), пришлось по случаю оказаться на одном из наших кладбищ, правда, в посёлке Разумном. Лично я в этом плане поддерживаю позицию Русской православной церкви о том, что ходить на Пасху на кладбище не следует. Это Светлый великий христианский праздник, который не стоит омрачать посещением могил. Но разве нас остановишь? Всегда было так, и сейчас, мол, будет. Видели бы вы, какое «вавилонское столпотворение» здесь творилось!
Массы людей, как по Бродвею, расхаживали по аллеям кладбища, на многих могилах, особенно там где установлены столики и скамейки, восседали целыми семьями, разложив перед собой целую «скатерть-самобранку» со снедью, беспрестанно выпивая и закусывая.
Маленькие дети, которым вообще не рекомендуют посещать кладбище, мало того что стали невольными зрителями всего этого поминального пиршества, так ещё и руками ковырялись в кладбищенской земле. Не успели родные оставить могилы, как следом шли толпы представителей нации с кочевым образом жизни и собирали всю поминальную трапезу в огромные сумки…
Мало чем отличалась обстановка в тот год и на нашем новом городском кладбище. Только тут ещё устроили ралли по дорожкам парка. Так и хотелось воскликнуть: ну не тревожьте вы покойников, пусть спят спокойно! Нет же, традиция подъезжать к могиле близкого родственника – как к воротам собственного дома – укоренилась и продолжается по сей день!
«Я посещаю могилы близких мне людей не чаще двух раз в году, — на Красную горку – так уж сложилось, потому что работаю и потом, на Димитриевскую родительскую поминальную, не могу выбраться. И перед этим, по весне, чтобы прибраться, покрасить оградку, помыть памятники. Чаще ходить на кладбище не нужно, — поделилась с нами наша читательница Людмила Гудкова. – Знаю, некоторые люди ходят туда как на работу, по поводу и без повода. И особенно коробит, когда оставляют себе место в гробнице, за оградкой «на будущее». Зачем приближать смерть? Понятно, что все там будем, рано или поздно. И уж для покойников, где их положат, это уже точно не важно».
Местные власти тоже весьма озабочены обстановкой на кладбищах. Несколько лет назад, когда региональное правительство взялось за наведение порядка на белгородских погостах, они, за малым исключением, представляли собой жалкое зрелище. Тогда за какое‑то короткое время сельские кладбища высвободили от накопившегося годами мусора, ненужной поросли, сделали обваловку и поставили заборы, привели в порядок бесхозные могилы. На многих спонсоры поставили часовенки. И кладбища «заиграли» новой жизнью.
К сожалению, за сменой внешней картинки не последовало изменение внутреннего содержания, с чего мы, собственно, и начали данную тему. Поэтому, видимо, не случайно в Яковлевском городском округе властью было инициировано принятие Положения об организации похоронного дела и порядке содержания мест погребения и деятельности общественных кладбищ. Документ обстоятельный, разработчики попытались прописать в нём все детали, все нюансы, которые раньше даже не выносили на общественное обсуждение. Вот некоторые из них.
Кладбища у нас – не частная территория, решать самому, где похоронить и как это сделать, не получится. Поэтому в Положении и подчёркивается, что общественные кладбища находятся в ведении администрации Яковлевского городского округа и предназначены для погребения умерших (погибших) с учётом их волеизъявления. На общественных кладбищах погребение осуществляется с учётом вероисповедания, воинских и иных обычаев, традиций.
Территория кладбищ подразделяется на функциональные зоны: входную зону, зону захоронений, зону моральной (зелёной) защиты по периметру кладбища.
Во входной зоне предусматриваются въезд-выезд для транспорта и вход-выход для посетителей, автостоянка. Зона захоронений является основной функциональной частью кладбища, на которой осуществляется погребение. Территория кладбища должна иметь ограду и (или) обваловку по периметру.
Кладбище должно быть оснащено, скажем, планом-схемой кладбища при главном входе с обозначением секций (карт), дорожек. Здесь должны иметься ограждённые площадки с твёрдым асфальтированным покрытием под контейнеры для мусора с оборудованными на них контейнерами; общественные туалеты (никогда не наблюдали, куда бегают справлять нужду посетители погоста?); урны для сбора мелкого мусора вдоль пешеходных дорожек.
Администрация Яковлевского городского округа создаёт специализированную службу по вопросам похоронного дела. До последнего времени этой проблемой занимались исключительно частные конторы, да ещё и боролись за каждого «клиента». Их, естественно, волновало больше то, на сколько убитые горем родственники готовы раскошелиться на торжественные проводы усопшего в «мир иной», но никак не порядок на кладбище. А там, где захоронения закрыты (как, например, на старом городском кладбище и старом кладбище посёлка Томаровка), там порядок на территории – вообще вечная головная боль муниципалитета.
Созданная структура, по замыслу, не только будет курировать работу общественных погостов. Это было бы слишком упрощённо. В её функциях будет организация деятельности по своевременной подготовке могил, захоронению умерших, подготовке регистрационных знаков; соблюдение установленной нормы отвода каждого земельного участка для захоронения и действующих санитарных правил и норм; содержание в исправном состоянии инженерного оборудования территорий кладбищ, зданий, сооружений, находящихся на территории кладбища, ограждение и обваловка кладбища. Это и содержание дорог, площадок, работа общественных туалетов; систематическая уборка территории кладбищ (кроме мест захоронений) и своевременный вывоз мусора, уход за зелёными насаждениями по всей территории мест захоронения; исправность землеройной техники, транспортных средств, механизмов и инвентаря.
В компетенции новой конторы будет и удаление, и вывоз с территории мест захоронения засохших цветов и венков с мест их централизованного сбора; содержание в надлежащем порядке воинских и братских могил, памятников и могил, находящихся под охраной государства, бесхозяйных (брошенных) могил. Причём, подразумевается высокая культура обслуживания и ведение электронного учёта захоронений, их инвентаризация.
Специализированная служба по вопросам похоронного дела, оказывающая услуги по приёму заказов и заключению договоров на организацию похорон, обязана обеспечить предоставление населению гарантированного перечня услуг, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»: это оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище; собственно погребение.
Опечаленным родственникам, как правило, недосуг всем этим заниматься. Кстати, могут быть предоставлены на платной основе дополнительные виды услуг по погребению. Расценки будут регулироваться. И, что немаловажно, для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела на территории Яковлевского городского округа может быть создан попечительский (наблюдательный) совет по вопросам похоронного дела.
Все мы помним недалёкие времена тотального дефицита, когда, чтобы похоронить человека, требовалось обойти семь кругов ада: достать гроб, ткань, погребальную одежду, найти тех, кто вынесет, отвезёт, опустит и зароет (простите за натуралистичную реальность!). Сегодня столкнувшиеся с горестными обстоятельствами семьи, к счастью, избавлены от всей этой печальной суеты, за людей всё сделает специализированная контора, даже поминальный стол организует, только раскошеливайся!
К этой проблеме всегда было двойственное отношение. Побеседовали с двумя, совершенно диаметрально настроенными в этом плане людьми. Один считает, что это право его семьи, чтобы близкие люди, пусть даже ушедшие в разное время, покоились в общей гробнице. Другая же собеседница уверена, что мёртвым это уже не нужно, а мы, живые, пытаемся облегчить себе жизнь, чтобы удобнее было ухаживать за общей могилой, нежели разбросанными в разных местах. Новый документ оговаривает и эту тему.
На территории Яковлевского городского округа каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с ранее умершим при наличии на этом месте свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника. Либо если ранее умерший супруг оформил эту просьбу в своём волеизъявлении.
Ещё один нюанс. Разрешается производить погребение тел (останков) умерших (погибших) на участках в пределах оград родственных могил и семейных (родовых) захоронениях вплотную к ранее погребённому, без увеличения размеров существующего захоронения. Причём, не допускается устройство захоронений в разрывах между могилами, на обочинах дорог и в пределах защитных зон. Как не допускаются и самовольные захоронения.
Особое место в Положении уделено вопросу установки (монтажа) и демонтажа надмогильных сооружений. Быть может, покажется странным, что оговариваются столь элементарные вещи, но, очевидно, на то есть все основания.
Администрация кладбища выдаёт разрешение на установку или замену надмогильных сооружений при предъявлении государственного (гербового) свидетельства о смерти, удостоверения о захоронении, а также документов, подтверждающих факт изготовления (приобретения) надмогильного сооружения.
Работы по установке, снятию и замене надмогильных сооружений, а также вырубка букв и знаков на надмогильных сооружениях производятся исключительно по согласованию с администрацией кладбища либо с её согласия иным лицом с 15 апреля по 15 октября. Надписи на надмогильных сооружениях должны соответствовать сведениям о лицах, погребённых в данном захоронении.
Подробная информация о надмогильных сооружениях, вплоть до материала, из которого они изготовлены, фиксируется в книге регистрации. К слову, оговорены и чёткие размеры таких сооружений – устанавливать монументы, как это было во времена лихих 90-х, уже не получится. Ну, а кто и сегодня захочет выделиться, — знайте: сооружение снесут. А вот из чего вы решили поставить памятник своему родственнику – дело уже ваше и вашего кошелька!
Это тоже довольно щекотливая тема. Во все времена дорога считалась опасным местом, и много людей гибло под колёсами автомобилей. Родственники нередко в таких ситуациях отмечали это место небольшим памятником или просто установкой венка, корзинки и т. д. Понятно, что все эти стихийные места никак не умещались в рамках закона.
В новом документе постарались прописать и этот момент. Установка надмогильных сооружений не на месте погребения запрещается! – и этим тезисом власти стремятся поставить жирную точку в теме несанкционированной установки монументов.
Что сажать, как подъезжать? А главное – соблюдать тишину! Почему мы считаем, что живым требуется тишина и покой в их жилищах, а на кладбищах – нет? Инициаторы Положения о местах захоронения чётко оговорили и эти требования. На территории кладбища посетители должны соблюдать общественный порядок и тишину.
Посетители кладбищ имеют право, скажем, сажать цветы на участке, отведённом под захоронение; по разрешению администрации кладбища проезжать на территорию кладбища в случаях установки (замены) надмогильных сооружений (памятники, стелы, ограды). Посетители — престарелые и инвалиды — могут пользоваться легковым транспортом для проезда по территории кладбища. Причём, скорость движения по территории кладбища не должна превышать 10 км/час.
На территории кладбищ запрещается нарушать общественный порядок; самовольно захватывать участки земли, осуществлять самовольные и незарегистрированные захоронения; повреждать места погребения, портить надмогильные сооружения, объекты муниципальной собственности, иное имущество. Не разрешается высаживать деревья и высокорослые кустарники; водить собак, пасти домашних животных, ловить птиц; разводить костры, добывать грунт, песок и глину; складировать вне установленных мест мусор, сжигать мусор; складировать материальные ценности, стройматериалы.
А также ездить на велосипедах, мопедах, мотороллерах, мотоциклах. И вот, пожалуй, ключевой момент: распивать спиртные напитки, за исключением указанных действий, связанных с обрядом поминовения, и находиться в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Тема эта настолько сложная, насколько и щекотливая. И мнений вокруг поднятой проблемы, конечно же, будет великое множество. Всем нам только не стоит забывать при этом: кладбищенская тема нуждается в цивилизованном устройстве, поскольку только то государство и общество может считаться сильным, для которого нет несущественных вопросов. Ну, а мы с вами…
Нам следует не только учиться с достоинством относиться друг к другу, нам нельзя забывать, что о культуре нации судят, в том числе, и по её отношению к памяти, в самом широком смысле этого слова. Достойно проводить в последний путь и устроить пышные поминки мы научились, вот ещё научиться бы вести себя на погосте так, чтобы нашим предкам не было стыдно за нас…