Вот уже полтора месяца, как наша повседневная жизнь заметно изменилась, и главным образом изменения коснулись формы обучения. Весь учебный процесс из класса, аудитории перенесли в Интернет. И если по ряду предметов, предполагающих самостоятельную работу (например, литература, которая подразумевает личное знакомство с произведениями, или математика, где требуются индивидуальные решения) не возникает особых проблем, то по некоторым появляются вопросы. Ну, как скажем, по Сети можно научить музыке, пению, или, скажем, физкультуре?!
Кстати, о физкультуре. Как признаётся наш собеседник, преподаватель физической культуры дмитриевской школы Александр Лапин, для него и его учеников, в принципе изменилась только форма, но не содержание. Александр Юрьевич преподаёт предмет во всех классах данной сельской школы – с 1-го по 11-й. С 1 по 9 классы это 2 часа в неделю, в 10–11 классах — по 3.
«Традиционные уроки включают в себя занятия лёгкой атлетикой, гимнастикой, подвижными играми, зимой – лыжной подготовкой, к концу года это опять лёгкая атлетика и подвижные игры», — рассказывает наш собеседник.
Вынужденная самоизоляция всё же внесла свои коррективы в организацию учебного процесса. Все спортплощадки и инвентарь, дефицита в которых, по словам учителя, не наблюдается в обычном режиме (школа активно участвует в разного рода спортивных мероприятиях и получает в призы различный инвентарь), сегодня остались в школе. А занятия нужно организовывать «здесь и сейчас».
Трудностей не возникает ни с практической частью, ни с теоретической.
«Утром и вечером ребята делают зарядку и присылают мне видеоотчёт, — говорит Александр Лапин. – Для каждого класса у меня в смартфоне создана группа, и в ней происходит, собственно, общение. Понятно, что сложные элементы опасно выполнять самостоятельно, а только под контролем учителя, поэтому мы вынуждены искать золотую середину».
Что же касается теории, то тут ещё меньше сложностей. В Интернете, по словам педагога, много видео-уроков, существуют специальные сайты «Школа России», «Московская школа», и учитель находит на них практически все темы, а проработав, отправляет ученикам ссылки.
«У меня уже телефон полон от присланных видео и заданий, — улыбается Александр Юрьевич, и на наш немой вопрос о второстепенности предмета, не задумываясь, отвечает: — У нас в школе заведено так: выполнять все предметы следует в равной степени! И, на мой взгляд, справиться, по крайней мере, по моему предмету, не составит труда, если дети не будут лениться».
На оценках новый режим работы не отразился, педагог старается оценивать усилия детей, хотя по другую сторону экрана трудно определить, сам ли выполнял работу ученик или ему помогали.
Не считается Александр Лапин и со своим личным временем, признавая, что работать «заочно» приходится даже больше, чем в школе. Задания некоторые ученики могут выполнить и позже обозначенного времени, но наставник не возражает, главное, считает, чтобы выполнили.
Единственный минус, по убеждению учителя, – это потеря спортплощадок и реального нахождения в спортзале! Онлайн-обучение возможно как временный выход из положения, но делать его правилом – вряд ли целесообразно: ребята не получат тех знаний и тех навыков, которые они приобретают в стенах школы.
А, сидя длительное время за компьютером, теряют и зрение, и физическую форму, поскольку лишены двигательной активности, не участвуют в соревнованиях. А командный дух – его уж точно не выработаешь за монитором!