Мир изменился. Изменилось отношение к системе образования, и к дошкольному — в том числе. Как тут воспитателю удержать себя в руках, если его окружают непослушные дети, которым дома позволено всё на свете, родители, которые качают свои права, администрация, которая требует отчёты и качество обучения. Непростая задача. Вот мы поговорим о том, как воспитателям детсадов удаётся справляться со стрессами.
Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.
Речь идёт прежде всего о психологических трудностях: педагогам необходимо быть всё время «в форме», у них отсутствует эмоциональная разрядка, им приходится осуществлять большое количество контактов в течение рабочего дня. Эксперты отмечают, что работа воспитателем в условиях повышенного стресса опасна. Педагог с расшатанными нервами способен сорваться на воспитанников.
Один из последних резонансных случаев произошёл в сентябре в Красноярском крае — в селе Нижний Суэтук воспитатель избил четырёхлетнего мальчика. Работой детсада Центрального района Петербурга заинтересовалась прокуратура, сотрудники которой решили выяснить, почему дети приходят домой с синяками и ушибами.
84% педагогов не справляются со стрессом. Новые стандарты и повышенные требования родителей увеличили психологическую нагрузку на воспитателей. Только 16% воспитателей в российских детских садах обладают высоким уровнем стрессоустойчивости. Подавляющему же большинству сложно приспособиться к изменениям на работе, в том числе к новым образовательным стандартам.
Об этом свидетельствуют результаты исследования Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, проведённого по заданию правительства РФ. Эксперты отмечают, что такая статистика может иметь печальные последствия для детей.
В наши дни много говорят о стрессе. Каждый человек испытывал его, все говорят о нём, но почти никто не знает, что же такое стресс. Слово стресс, пришедшее к нам из английского, означает «давление», «напряжение». Стресс – это не только служебные и семейные перегрузки. Это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нём. Канадский учёный Ганс Селье первым описал и сформулировал теорию стресса. Он писал: «Cтресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».
Одним из главных факторов, провоцирующих стресс, можно назвать давление на педагогов дошкольного образования со стороны родителей. Их требования растут с каждым днём. Не так одели ребёнка, раздели, покормили, спать уложили, поиграли. Мы тут пообщались с воспитателями, так сказать, неофициально, так вот они все в один голос уверяют, что родители ведут себя, порой, хуже детей. Они позволяют оскорблять педагога при детях, кричать на него.
Частенько в детских садах проводят различные конкурсы поделок. И к этим конкурсам родители относятся все по‑разному. Для одних – это радость, возможность совместно с ребёнком сделать интересную работу, для других – это головная боль. Они начинают ругаться, негодовать и выражать недовольство как при личном общении, так и в соцсетях.
Кроме того, многие родители знают о работе дошкольного учреждения, и в частности, воспитателей, лучше их самих, благо Интернет теперь есть почти у каждого в телефоне. Потому они отслеживают, как ведут себя педагоги, могут подслушать, не повысили ли те голос. Но совладать с 20-ю детьми, порой, без повышения голоса — не всегда возможно. С одним‑то справиться тяжело, а тут 20 малышей, которые требуют к себе повышенного внимания.
Не оставили мы без мнения и родителей. Они в свою очередь заявили, что педагоги не хотят меняться. К современным детям нужно находить современные методы и приёмы воспитания. Самая острая проблема — умение выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений.
Воспитателям сложно находить компромиссы, уважать мнение других и признавать собственные ошибки. Это характерно как для начинающих, так и для более опытных педагогов. Последние часто придерживаются такой точки зрения: «Я специалист и знаю, как работать. Я делал так 25 лет, и всё было в порядке. Теперь от меня требуют чего‑то нового».
Что имеем в итоге? Взаимные упрёки, недовольство между главными действующими лицами, какие‑то недомолвки, страдают же в итоге дети.
Как обстоит дело в детских садах Яковлевского городского округа со стрессоустойчивостью педагогов? Мы обратились в детский сад «Родничок», где старший воспитатель Ирина Ципа ответила на наши вопросы.
— Ирина Станиславовна, в каком режиме работают педагоги детского сада?
— В соответствии с уставом учреждения определён график работы детского сада с 07:30 до 18:00, т. е. 10,5 часа. В детском саду работают следующие категории педагогических работников: воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, учителя-логопеды, педагог-психолог, учитель-дефектолог.
Поскольку в детском саду функционируют как группы общеразвивающей направленности, так и группы компенсирующей направленности (в нашем учреждении группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)), то режим работы воспитателей отличается.
Продолжительность рабочего времени воспитателя группы общеразвивающей направленности на одну ставку составляет 36 часов в неделю, а воспитателя группы компенсирующей направленности — 25 часов в неделю. Исходя из этого количество воспитателей в группах общеразвивающей направленности — три воспитателя на две группы (воспитатели работают по графику, согласованному с профсоюзным комитетом и утверждённому руководителем на начало учебного года), а в группах компенсирующей направленности — два воспитателя на одной группе. Но не обходится и без того, что воспитателям приходится работать по 10,5 часа в день. Например, болезнь или отпуск коллеги.
— Кто помогает справиться воспитателям со стрессовыми ситуациями?
— В штате дошкольного учреждения состоит педагог-психолог. В целях предупреждения возникновения негативных состояний у педагогов, специалист проводит постоянную работу: игровые тренинги, индивидуальное, подгрупповое и групповое психологическое консультирование по проблемам взаимоотношений с обучающимися или с их родителями (законными представителями).
— Были ли в вашем детском саду случаи давления на детей со стороны педагогов?
— Воспитатели несут персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении (в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках), поэтому случаев оказания давления на детей в нашем дошкольном учреждении со стороны педагогов не было выявлено.
Однако даже если не рассматривать крайности и из ряда вон выходящие случаи, нервный педагог оставляет серьёзный след в воспитании детей. Если рядом с ребёнком находится человек, постоянно испытывающий стресс, то такой воспитатель не всегда может проявить внимание, доброту, заботу, умение находить компромисс.
Поскольку вы, уважаемые воспитатели, выбрали такую непростую профессию, желаем вам терпения и оставаться профессионалами своего дела в любых ситуациях.