«Когда‑нибудь это должно кончиться!» — восклицают многие, имея в виду пандемию коронавируса. Но вне всяких сомнений, жизнь наша никогда уже не будет прежней, мир станет другим.
В начале апреля губернатор области Евгений Савченко предположил, что «режим общей изоляции будет продлён, так как это самая действенная мера», и теперь только от жителей зависит, насколько они сумеют уберечь себя и своих близких от смертельной опасности. К сожалению, как показывает практика, чувство гражданской ответственности за происходящее либо утрачено, либо не привито вовсе.
Что стоит насладиться покоем, уделить внимание родным, решить домашние проблемы, расширить свой кругозор – это ведь спасение не только для себя, но и для тех, кто тебя окружает, для врачей и медицинских сестёр, ежечасно рискующих своими жизнями, стоящими порой перед страшным выбором: кого из пациентов отключить от аппарата искусственного дыхания, а кого спасать. А у нарушителей карантина своя точка зрения.
Но пандемия – это война, где враг невидим и неосязаем, а люди беспечны и пока безоружны. Вакцину обещают только в 2021 году. Мир, и Россия в том числе, оказался не готов к этой войне. Поэтому светлое и прекрасное будущее трудно будет строить дальше.
С чем нам придётся столкнуться в ближайшее время? Любые общественные потрясения влекут за собой потери. В данном случае мы теряем главное наше богатство — людей, а меры противодействия в условиях пандемии влекут за собой мировой экономический кризис.
В первую очередь, это дефицит продуктов. Хотим мы того или нет, даже успокоенные правительством люди пытаются обеспечить себя ими, стесняясь даже себе признаться, что испытывают страх за будущее. «Для кого война, а для кого мать родна» — на этом фоне цены уже резко возросли. За корень имбиря просят нынче 450 рублей за кило, а за лимоны – 200. На фоне паники в регионах регистрируют рост цен до 40%. При существующих доходах населения – это скачок в бедность.
Что последует за этим? Падение реальных доходов повлечёт рост безработицы. В одном из комментариев в Интернете кто‑то заметил: «Месяц изоляции, и большинство предприятий в России перестанут существовать. А за ними поголовная безработица и анархия». Так ли это?
Всемирный банк ещё в 2000-е создал группу экспертов, которая должна исследовать вероятность эпидемий и советовать мировым лидерам, что делать, чтобы их избежать. Опасность кроется в «связанности» мира — авиатранспортом, торговлей и туризмом. Не исключают эксперты и возможности заражения вирусом, созданным человеком. Лишь немногие страны обладают системами, способными противостоять быстро распространяющейся смертельной инфекции.
Пример в истории есть. В 1918 году эпидемия гриппа («испанка») поразила треть мирового населения и убила не менее 50 млн человек. Подобный вирус сегодня может уничтожить даже больше.
По мнению специалистов, чем тяжелее эпидемия, тем выше её относительная цена. Иными словами, каждая смерть в тяжёлых случаях будет «стоить» мировой экономике дороже, чем в более лёгких.
Журналисты холдинга 1MediaInvest в блоге «Вскрытие покажет» подвели некоторые итоги:
«Центробанк на фоне неблагоприятной обстановки прогнозирует ускорение инфляции. Мировые эксперты говорят об убытке авиаперевозчиков в 1,5 млрд долларов. Однако сильнее всего коронавирус ударил по туризму и индустрии развлечений. Сложная обстановка наблюдается в системе здравоохранения. Действительно, чего греха таить, сколько аппаратов искусственной вентиляции лёгких в обычной районной больнице? Один, два? И сколько бы в нём нуждалось людей при неблагоприятном развитии эпидемии? Вопрос риторический. Но настоящие проблемы могут наступить после того, как эпидемия стихнет. Торгово-промышленная палата прогнозирует закрытие 3 млн предприятий в стране, что спровоцирует рост безработицы и возможное возвращение в 90-е».
А вот мнение аналитика XCritica Сергея Рубана:
«Российская экономика связана с мировой, и даже вопреки экономическим санкциям эта связь довольно крепкая. Главной угрозой для экономики России являются снижение экспорта и цен на нефть. Нефтяной сектор может потерять примерно 18–22 млрд долларов. Железнодорожный и авиатранспорт потеряет от 20 до 550 млн долларов. Турбизнес, по самым скромным подсчётам, не досчитается около 26 млрд рублей в сфере выездного туризма, пострадает и рентабельность бизнесов, которые зависят от импорта».
Что касается Яковлевского округа, то экономически могут пострадать владельцы предприятий бытовых услуг, развлекательных и общепита, торговли непродовольственными товарами при условии, что они ответственно выполнили все карантинные требования.
В этой тяжёлой для страны ситуации, тем не менее, президентом и правительством предприняты определённые шаги, предложена подушка экономической безопасности. Это создание антикризисного фонда в 300 млрд рублей для поддержки бизнеса, в том числе малого и среднего. Россияне на карантине получат компенсацию доходов за счёт работодателей или больничных листов.
Рынок труда будет под контролем, чтобы не допустить роста безработицы. Не имеющие работу должны будут получать средства из федерального бюджета. Даже закон приняли об увеличении пособия по безработице до уровня МРОТ.
Компании, которые больше всего пострадали от эпидемии, получат налоговые каникулы, а малый и средний бизнес смогут оплатить налоги позже. Регионы, выполняющие региональные планы развития экономики, получат бюджетные кредиты. Какой будет процедура использования этих мер – вопрос другой. Надо надеяться, что в ней не будет крючкотворства и бюрократизма, как это обычно случается.
Специалисты считают, что внутренние потребности пойдут на пользу экономике, потому что ускорят рост зарплат и бюджетных расходов. Даже ситуация с китайской экономикой, да и других стран, не менее сложная, тоже поспособствует развитию российского производства. К тому же, обещано выполнение всех национальных проектов.
Другими словами, у России есть все шансы минимизировать потери в экономике, при условии, что все её жители неукоснительно будут исполнять свой гражданский долг.
Давайте прислушаемся к словам депутата Госдумы, бывшего главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, который призывает:
«Будьте оптимистами. Не впадайте в пессимизм. И верьте в то, что всё это скоро завершится. Мы будем продолжать счастливую жизнь в России».