«Папа решает, а Вася сдаёт!». Помните, эту знаменитую песню из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского? Как оказалось, спустя полвека она актуальна как никогда. Многие родители считают, что, если они не будут контролировать процесс выполнения ребёнком домашнего задания, тот начнёт плохо учиться.
Конечно, учат в школе, а дома или с репетиторами школьник доучивает то, что на уроке «пролетело» мимо него. Более половины (56%) родителей российских школьников делают домашнее задание вместо своих детей. Об этом свидетельствует исследование проекта «Mail.ru Дети», которое проводилось среди 8,2 тыс. россиян.
Самыми сложными предметами для учеников и их родителей становятся математика, родной и иностранный языки. Около 70% респондентов рассказали, что помогают ребёнку с выполнением домашнего задания. При этом треть респондентов убеждена, что школьник должен самостоятельно разбираться с уроками. Чтобы помочь своему ребёнку выполнить задание, 30% россиян тратят час в день, ещё почти треть — два часа, и менее четверти занимаются с детьми уроками больше двух часов ежедневно.
Замкнутый круг какой‑то. Родители согласны, чтобы дети трудились дома самостоятельно, но приходя с работы, садятся за уроки. Почему так происходит?
Первое. Детский сад приучает мам и пап к конкуренции между собой. Конкурсы, которые проводятся как внутри детского сада, так и вне его стен, побуждают родителей брать в руки клей, ножницы и бумагу, включать фантазию, а ещё лучше — Интернет и, засучив рукава, мастерить различные поделки. Участие ребёнка в лучшем случае – посидеть минут 20 рядом, вырезать пару кружков или приклеить пару деталей.
На большее его не хватит. И не потому что ему не хочется это делать или неинтересно, а в силу его природной неусидчивости. В худшем – донести «свою» работу до группы. Все это знают, но всё равно проводят конкурс «детских» работ. Дошколятам при этом не нужно ни стараться, ни соревноваться, ни учиться. А кто в наше время думает о детях? Главное, победа, а чьими руками – вопрос десятый.
Родители, которые приняли решение не выполнять работу за ребёнка, так обосновывают свою позицию.
Марина, мама 6-летнего Ивана:
«Глубоко уверена, если у ребёнка что‑то не получается, не нужно делать это за него. Помочь, подсказать – это одно, а выхватывать у него ножницы из рук и самой вырезать – совсем другое дело. Прежде чем сделать работу, мы с сыном изучаем, из каких элементов или деталей она состоит, сможет ли он самостоятельно это собрать или склеить. Сначала Ване не хотелось этим заниматься, а сейчас – нравится. Хвастается в группе, что сам сделал, и мама ему не помогала. Получается не всегда аккуратно, чисто, красиво, ровно, но это детская работа».
Другая мама, Светлана, рассказала нам, что, следуя принципу «ребёнок делает поделки сам», столкнулась с несправедливостью. Работа её дочери не была оценена по достоинству, и поэтому они перестали принимать участие в творческих конкурсах.
Второе. Не умолкают споры о домашнем задании в школе. «Домашнее задание выполнено. У мамы сел голос. Дочь оглохла от крика. Соседи наизусть выучили стихотворение. А собака всё пересказала», — это шутка, которую вы наверняка слышали. Но когда дело доходит до выполнения уроков, она уже не кажется такой забавной. На эту тему тоже хорошо пошутили «Уральские пельмени», показав номер «Домашка первоклассника». Нам понравился один момент, когда папа ребёнка спрашивает у бабушки: нарезала ли она 1,5 тыс. кружков и нашла ли им применение. Родители присоединяются потому, что одному ребёнку физически не справиться с нагрузкой.
В прошлом году зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов и вовсе предложил отменить домашние задания в школе. По его словам, современным детям не хватает свободного времени, чтобы насладиться детством.
«В школах во всём мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. Домашнее задание — это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей всё время находиться в школе или на каких‑то занятиях», — пояснил парламентарий.
Но возможно ли это при нынешних образовательных программах? Мы не раз писали, что со многими заданиям не могут справиться даже взрослые, не то что дети. Вот вам и следующая причина того, почему родители садятся за уроки. Отец второклассницы Дарьи Сергей считает, что современным детям задают слишком много работы на дом.
«На днях моя дочь получила задания одновременно по русскому языку, математике, окружающему миру, труду и чтению. Плюс у неё есть домашняя работа в музыкальной школе, куда она ходит утром перед обычными занятиями. И так практически каждый день», — посетовал он.
Что же делать? Выполнять задания за неё? Сергей уверен, что стоит лишь дать слабину и помочь с уроками дочери, она сядет на шею и перестанет заниматься самостоятельно.
Вот другая ситуация: старшекласснице Анне на выходные задали написать три сочинения по разным предметам, выучить стихотворение на английском языке и сделать проект по химии. Без помощи родителей тут не обойтись. Её мама считает, что если дочь будет сама выполнять все домашние задания, то у неё не останется времени не только на спорт и музыку, но и на сон.
Третье. Современные родители очень хотят показать успешность своих детей, вот и ставят перед чадами недосягаемые задачи. Кроме того, успешность эта выражается в оценках и баллах. Чем выше – тем больше шансов достичь высот. Однако в жизни качество образования не всегда оценивается по 100-балльной системе. Чаще всего родителей волнует не то, что изучали на уроке, какие опыты ставили, а какую оценку поставили.
Проблема в том, что для ребёнка становится естественным не процесс обучения, а получение оценки любой ценой. Это приводит к тому, что навыки самостоятельной работы формируются очень плохо, и в средней школе часто наблюдается «проседание» учёбы.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок приносил домой только отличные отметки, спросите себя, почему это так для вас важно. Дети не чувствуют себя любимыми в семьях, где плохая оценка может полностью изменить отношение родителей к ним. Учёба – это личное дело каждого ребёнка, тогда как дело родителей – безоговорочно любить своих детей. Любовь важнее оценок, не так ли?
Четвёртое. Кроме собственно домашней работы у сегодняшних школьников есть ещё масса дополнительной – это разработка проектов, проведение исследовательских работ, участие в конкурсах и олимпиадах. Современные дети перегружены внешкольными занятиями и дополнительными кружками. Родители хотят, чтобы у ребёнка была насыщенная жизнь, а получается, оказывают ему «медвежью услугу»: загружают их по полной программе.
Между тем, современная школа и нацелена на то, чтобы родители стали полноправными участниками образовательного процесса. Отсиживаться на задней парте не получится. Есть ряд проектов, которые предполагают совместную деятельность, особенно в начальной школе.
В июле прошлого года ТАСС, ссылаясь на данные «Яндекса», сообщало, что около половины школьников из Москвы и области ежедневно ищут в Интернете готовое домашнее задание. Поиск уже решённой «домашки» занимает 3,5% от всего трафика в столичном регионе. В большинстве запросов присутствует формулировка «как списать». Если брать в масштабах страны, то цифры, уверены, будут больше. Поэтому, если не решить вопрос с учебными программами и домашним заданием в ближайшее время, то скоро «домашку» будет искать и другая половина.