В безбрежном океане лекарственных препаратов выпускаемых в мире, легко можно утонуть, не зная, что скрывается в красивой упаковке. Как часто мы слышим, что недобросовестные производители, мошенники разного рода вбрасывают на аптечный рынок контрафактный товар. И вот опробованный на шубах и обуви способ избежать подделок будет применён к лекарствам. С 1 января 2020 года в оборот пойдёт маркированная фармапродукция.
Теперь на каждой упаковке с лекарством будет нанесён специальный QR-код, содержащий информацию о товаре в зашифрованном виде. Это означает, что с 1 января аптеки и лечебные учреждения должны обеспечить своевременное внесение данных о препаратах в программу, осуществляющую отслеживание движения лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, а производители должны нанести средства идентификации на каждую упаковку. Таким образом, потребитель, то есть любой гражданин, может узнать кем, когда изготовлен препарат, каков его путь до любимой аптеки.
Нововведение, безусловно, потребует вложения финансовых средств со всех сторон. Вот смотрите. Производителю необходимо оборудование для нанесения маркировки, продавцам, помимо регистрации в определённой законодательством системе «Честный знак», необходимо приобрести усовершенствованную квалифицированную подпись для руководителя, обновить прошивку онлайн-касс, чтобы передавать в налоговую инспекцию сведения о реализации маркированного товара, приобрести и настроить другое оборудование, к примеру, смарт-терминалы, фискальные регистраторы, сканеры для считывания кода. В связи с этим, есть вполне резонное опасение: не повлечёт ли новый закон повышения цен на препараты?
Поскольку пилотные проекты уже прошли апробацию, то правительство заявило о положительных их результатах. Даже в ходе эксперимента удалось выявить большое количество нарушений и привлечь к ответственности нарушителей. Достигается главная цель – фальсификация лекарственных средств становится практически невозможной, а это значит, что интересы потребителей защищены лучше, чем прежде.
Но есть и существенный минус. Несмотря на то, что оборудование для маркировки стоит для производителей достаточно дёшево в рамках их оборота, и продавцы готовы потратиться на новое оборудование, изменится система налогообложения, потому что продажа маркированных товаров не относится к розничной торговле. Аптеки, аптечные пункты будут лишены в соответствии с условиями НК РФ возможности применять такие упрощённые режимы, как ЕНВД и патент. Возможно, мелкие аптечные пункты не выдержат этого бремени и закроются.
Неизбежно возникнет вопрос: какая судьба ждёт те лекарства, которые останутся на аптечных складах, в пунктах реализации без маркировки? Здесь всё просто. Поскольку закон о реализации маркированных товаров вступает в силу с 1 января 2020 года, то всё, что поступило в аптеки до этой даты с неистёкшим сроком хранения, может быть реализовано без применения штрафных санкций, предусмотренных административным кодексом.
Некоторые участники рынка лекарств считают, что не все готовы к введению маркировки. Председатель совета директоров «Марбиофарм» (ГК «Биотэк») Григорий Левицкий приводит такую статистику: сейчас к системе маркировки подключились 40 тыс. участников, включая производителей, дистрибьюторов и аптеки. Это малая доля от общего количества компаний, работающих на этом рынке, всего их 360 тыс.
Президент Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности «Росмедпром» Юрий Калинин утверждает, что только 40% производителей лекарств либо только получили оборудование для маркировки, либо заканчивают его настройку. Исполнительный директор «Союзфарма» Марина Литвинова называет цифру 40% подключений к «Честному знаку» слишком оптимистичной. По её данным, готовность на рынке не превышает 12%, это только те, кто приобрёл оборудование для считывания кодов маркировки, в основном крупные аптечные сети. И всех беспокоит одно: не пострадают ли потребители, не возникнут ли перебои с жизненно необходимыми лекарствами, не создастся ли напряжённость в обществе?
Прокомментировать введение нового закона мы попросили хозяйку аптечного пункта, пункта выдачи заказов сайта «Apteka.ru» в городе Строителе Марину Дуюн. Вот что она пояснила.
«Закон, прежде всего, защищает права потребителей и ведёт к исключению из оборота фальсификата. Кроме того, отпадает необходимость в сертификатах как в лишнем для нас шаге, что тоже законодательно закрепляется с января 2020 года. На ведущих фармпредприятиях технологии настолько продвинуты, что дополнительной сертификации не нужно, они сами несут ответственность за свой продукт, и маркировка это подтверждает. Мне кажется, что грядущее подорожание – это миф. Вот смотрите, этот препарат (демонстрирует одно из популярных и недорогих лекарств), уже промаркированный, стоил столько же и до маркировки. Безусловно, на первых порах будут финансовые и организационные сложности для нас, поэтому нужен переходный период, и председатель правительства Дмитрий Медведев сдвинул рамки введения закона о маркировке до июля 2020 года».
Марина Дуюн поясняет, что всё пойдёт постепенно совместно с реализацией имеющихся немаркированных препаратов, изготовленных до 1 января.
«Мне кажется, перебоев не возникнет. Ещё хочу подчеркнуть, что потребитель сможет отследить цепочку: производитель – дистрибьютер – аптечный пункт или медучреждение – скачав на свой смартфон приложение «Честный знак». Направив его на криптокод, можно узнать, когда был изготовлен препарат, какой фирмой, в каком количестве, куда направлен, то есть узнать всю его подноготную».
Как бы нас ни пугали социальной напряжённостью, перебоями с лекарствами, повышением цен, процесс маркировки будет внедрён. По словам замминистра здравоохранения Елены Бойко, если отложить маркировку, сдвинется по срокам внедрение электронных рецептов и льготное лекарственное обеспечение. А этого допустить нельзя. Тем более, что мнение одной из сторон, причём, самой уязвимой, более чем оптимистично.