Что является самым страшным для родителей школьника? Правильно, выполнение домашнего задания. Почему сложилась такая ситуация? Непосильный объём домашних заданий — это лишь полбеды. То, что написано в учебниках – порой непонятно даже взрослым. Почему многие пособия по самым разным предметам изобилуют досадными ошибками и написаны, мягко говоря, коряво?
Пример. Математика, 5 класс. «У обезьянки Читы было несколько бананов. 7 бананов она отдала друзьям, 18 сорвала. После этого у неё осталось 84 банана (это несколько?). Сколько всего было бананов у Читы».
Пример. Условие задачи: «Кожа человека весит 7 кг, а глаз – 7 грамм». Нужно составить задачу на сравнение. Вам не страшно? А, думаете, десятилетнему ребёнку понравится?
Пример. В учебнике «Обществознание» рассматриваются привычки человека, которые считаются вредными и полезными для него. Так вот чёрным по белому написано, что нельзя курить натощак. Очень ценное замечание! Не то, что курить в принципе нельзя, а только натощак. Бред получается. Если мы позавтракаем и покурим, то это приемлемо, эта привычка является хорошей и достойной человека. Ученики 7-го класса в недоумении, с ними и педагог, и родители. Вот ещё один пример из учебника по «Обществознанию». Глава называется «Что такое человек?». Казалось бы, в чём тут подвох? Но «человек» — существительное одушевлённое. Значит, вопрос должен звучать «Кто такой человек?»
Отсутствие логики и стилистики языка в современных учебниках – это ещё полбеды. Некоторые задания для первоклашек способны повергнуть в отчаяние учеников старших классов.
Пример. Задание: «Прочитай, озаглавь текст. Придумай рассказ про мальчика». Текст «У Оли куклы. Она катала кукол. Куклы уснули». Комментарии излишне.
Возникает вопрос: кто эти люди, которые проводят экспертизу таких учебников? Сегодня существует аж пять видов экспертиз: научная, педагогическая, общественная, региональная и этнографическая. Однако, по словам Ольги Слонимской, эксперта союза «Профессионалы в сфере образования», отдельной экспертизы по стилистике на федеральном уровне у нас в стране нет. За это отвечает издатель учебника.
Проблема в том, что авторы учебников не всегда доходчиво могут донести смысл самого задания. Родители и педагоги не понимают, что в конце концов нужно выполнить ученикам. Хромает язык, стиль учебных материалов – это серьёзная проблема современного образования. Комплексной системной экспертизы на соответствие определённому базису, уровню всех изданий нет. Ещё возникает вопрос. Кто пишет учебники? Несостоятельность авторов – ещё одна проблема. В современном мире вряд ли один автор может написать тот учебник, который бы удовлетворял образовательные потребности.
Член экспертного совета по общему и дополнительному образованию детей Комитета по образованию и науки Госдумы Константин Деревянко подтвердил, что раньше учебники, действительно, проходили апробацию, экспертизу на стадии рукописи. Но существуют ещё другие аспекты, такие как СанПИНы или требования Таможенного союза, которые влияют на оформление учебников. Современные дети живут в современном мире, и им нужны современные учебники. По его мнению, если детям предоставить учебники, созданные по лекалам 50-летней давности, вряд ли они их заинтересуют.
К сожалению, никто не проводил актуальных исследований по восприятию информации детьми. В последнее время говорят об электронных учебниках, но никто пока не вырабатывал требования к ним.
Система экспертизы школьных учебников в России вовсе не является плохой, а эксперты — повальными неучами. Просто эта система ещё не совсем «обкатана» и приспособлена к нашей реальности. То есть ломать её не нужно, а следует всего лишь доработать. Может, тогда ошибок в учебниках станет меньше.
На обсуждении концепции «Доброжелательная школа» директор бутовской школы Анна Алексеевна Романькова затронула проблему возвращения к единым учебникам. Мы попросили её прокомментировать ситуацию.
«После распада Советского Союза образование ушло от единой системы. Раньше была единая программа, единые учебники. Не секрет, что и сейчас в школах практикуется обучение по нескольким линиям учебников. Наш район не стал исключением, у нас тоже было несколько линий. Всё это вызывало массу проблем. Однако постепенно в Яковлевском городском округе переходят на одну линию, которая является прототипом той советской школы – это «Школа России». К единой линии преподавания на уровне муниципалитета учителя приходят на заседании методобъединений, где как раз происходит обсуждение разных линий и выбор самой оптимальной. Хотелось, чтобы эта проблема была бы решена на уровне государства – переход к единой линии учебников, к единой системе образования. Модернизировать программу и учебники – это не значит распыляться до десятка, а то и сотен линий. Неоднозначное трактование одного и того же факта, явления разными авторами выливается в непонимание между родителями, учениками и педагогами. Единые требования приведут к единой цели — достижению знаний», — подчеркнула Анна Алеексеевна.
Согласитесь, жизнь не стоит на месте. И не факт, что ребёнок проучится все 11 лет в одной школе. Может, придётся переехать. К проблемам, которые с этим связаны, добавится ещё одна: программа и учебники, которые он в глаза не видел. Переход к единым учебникам и программам позволил бы быстрее адаптироваться ребёнку на новом месте.
Ещё одна проблема, с которой сталкиваются все участники образовательного процесса – рабочие тетради. Вот что нам рассказала наша читательница Мария по телефону. Родители тратят безумные деньги на приобретение рабочих тетрадей, от 900 до 1,5 тыс. рублей за один предмет. Учебно-методический комплекс построен так, что без тетради невозможно выполнить определённого задания, освоить материал или закрепить его. Родители ссылаются на школу, потому что именно школа должна предоставить полный комплект учебников учащимся. Однако в федеральном перечне рабочих тетрадей нет, школа их закупить не может, поэтому нагрузка ложится на родителей. Программы построены так, что материал учебника «привязан» к рабочим тетрадям. Какой‑то замкнутый круг получается.
Вот ещё задачки из учебника математики для начальной школы: «На берёзе росло 5 яблок, два упало. Сколько осталось?», «На трубе сидели четыре медвежонка. Двое улетели, один упал. Сколько осталось?», «У кошки Мурки родились щенята: один чёрненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки?» Оказывается, цель тут — вовсе не научить считать, а сформировать у детей правильное мировоззрение: яблоки‑де не растут на берёзах.
Пока эксперты, авторы учебников и издатели решают, кто из них главнее, советуем родителям не расслабляться. Если вы хотите, чтобы ваши дети имели точную и достоверную информацию, придётся время от времени заглядывать в учебник и самим выявлять неточности.