«Профессия воспитателя является одной из самых необычных. Ведь ещё давным-давно мудрецы с Востока сравнивали труд воспитателя с трудом садовника, выращивающего различные растения: «Одно растение любит прохладную тень, другое – солнечный свет, третье — берег ручья, четвёртое – высохшую горную вершину, пятое произрастает на песчаной почве, шестое — на жирной глинистой. Каждому растению нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии».
И с этим не поспоришь, все дети действительно разные, у каждого свой характер, настроение, интересы, увлечения. Я люблю их и принимаю такими, какие они есть. Самое важное – найти в каждом ребёнке что‑то необыкновенное, своё, увидеть в нём личность и помочь раскрыться. В этом и заключается моя основная миссия как воспитателя. Стараюсь не только выслушать, но услышать каждого ребёнка. Главное для меня – не погасить огонёк желания говорить о том, что его волнует, интересует, печалит или радует. Только в этом случае будет настоящее общение и «взаимное» обучение».
Это отрывок из эссе победителя муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года — 2019», воспитателя детского сада «Родничок» города Строителя Марины Шморгун. С детских лет Марина Константиновна знала, что её профессия так или иначе будет связана с детьми. Ещё в школьные годы она организовывала соседских ребятишек для игры, проведения совместных праздников, конкурсов. Так выбор профессии был предопределён. Получив образование психолога, а потом и магистра педагогики, она стала работать в детском саду города Белгорода. Молодого инициативного творческого воспитателя сразу же заметили. Марина Константиновна приняла участие в конкурсе молодых воспитателей, где в номинации «Педагогический дебют» одержала победу.
Последние пять лет её профессиональная деятельность связана с детским садом «Родничок». Именно в Строитель молодая семья переехала на постоянное место жительства. Вместе с супругом Юрием Владимировичем и двумя сыновьями Марина не перестаёт восхищаться чистотой и ухоженностью города, его уютом.
С момента открытия детского сада «Родничок» Марина Константиновна знала, что в один прекрасный день ей предстоит защищать честь дошкольного учреждения. К этому процессу она готовилась основательно. Собирала материал, систематизировала, анализировала. Тема её педагогического опыта «Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством интерактивных технологий» взята не случайно. Полностью оградить детей от разных ошибок вряд ли кому‑то под силу. Но предупредить их неосторожный шаг, а в случае его совершения научить, как себя вести в сложной ситуации – именно такую цель поставила перед собой Марина Константиновна. Безопасность детей – превыше всего. Разработанные воспитателем обучающие и развивающие электронные игры, презентации могут использовать в своей работе воспитатели других дошкольных организаций.
— Какой этап прохождения конкурса оказался самым сложным? – спросили мы у победителя.
— Самым сложным стало занятие. Прежде чем его представить жюри конкурса, прошла апробацию в своём детском саду. Руководство детского сада, коллеги, дети стали для меня самым взыскательным жюри. Нужно было учесть все замечания, отметить плюсы, устранить минусы. По новым правилам теперь конкурсанты всё выполняют сами: включают музыку, показывают слайды, управляют презентацией, — был её ответ.
Огромную помощь и поддержку при подготовке к конкурсу оказала администрация детского сада в лице заведующего Елены Кулик и старшего воспитателя Ирины Ципа. А что же родные? Родные гордятся успехами жены, мамы, дочери и невестки.
Особые слова благодарности прозвучали в адрес мужа, а также мамы Валентины Алексеевны и свекрови Аллы Васильевны. Как мы уже замечали, у Марины двое мальчишек. Артёму – 6 лет, он мамина гордость, участник всех конкурсов и олимпиад, а почти трёхлетний Станислав начинает привыкать к общественной жизни в детском саду. Исходя из опыта работы и личного, мы попросили Марину Константиновну дать родителям совет, чтобы период адаптации прошёл менее болезненно.
«Не показывать своих чувств, быть терпеливыми и самое главное – не запугивать ребёнка детским садом, а наоборот, настраивать на положительное и позитивное его пребывание в дошкольном учреждении», — порекомендовала воспитатель.
Сейчас у педагога самые маленькие в группе. Первый год для них сложный. Это адаптация к новым условиям, прививание навыков самостоятельности, взаимодействие в коллективе. Но малышам помогает справляться добрый, внимательный, заботливый и главное – любящий педагог. Без этих качеств, считает Марина Константиновна, человек не может быть воспитателем в детском саду.
Завершить портрет нашей собеседницы хотелось опять же строками из её эссе: «Когда ты приходишь на любимую работу, отдаёшь всю себя детям, видишь их улыбки и радостные глаза, именно тогда ты чувствуешь себя поистине счастливой. Именно тогда ты в полную силу понимаешь собственную значимость в судьбе каждого из детей».