Очень многим школьникам сейчас, как и десятки лет назад, приходится «грызть гранит науки» после обеда, то есть во вторую смену. И чаще всего это объясняется вовсе не желанием самих чад и их родителей, а необходимостью. Увы, острый дефицит школ, классов, учителей никуда не исчез, и реальность такова, что учебные заведения вынуждены прибегать к такой мере. Взять хотя бы наш район. По данным, которые мы получили в управлении образования, три городские школы проводят обучение детей как в первую, так и во вторую смены. Всего по городу во вторую смену обучается 420 человек. Детей набралось на небольшую школу. О необходимости строительства четвёртой школы газета «Победа» писала ещё несколько лет назад, когда только одна городская школа, первая, стала практиковать вторую смену. Ведь логично же предположить, что, если не хватает мест в дошкольных учреждениях, то совсем скоро на повестке дня станет актуальным вопрос о нехватке мест в школах. «Совсем скоро» наступило сегодня. О том, какие «плюсы» и «минусы» можно отметить в послеобеденном обучении, пойдёт речь в нашем материале.
Ещё в 2015 году министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что в российских школах учится около 13 млн детей. По прогнозам экспертов, через десять лет эта цифра увеличится на 3 миллиона 600 тысяч человек. Минобрнауки подготовило программу содействия строительству новых мест в школах. Новая программа предусматривает, что к 2018 году все школы смогут отказаться от третьей смены, к 2021 году вся началка и выпускные классы перейдут исключительно на первую смену, а к 2025 году во всех школах страны исчезнет и вторая смена. В этом году президент страны также отметил, что обучение во вторую смену в российских школах должно быть полностью прекращено к 2025 году. Будем ждать.
Разумеется, вторую смену чаще всего воспринимают в штыки, ведь такой режим непривычен и далеко не всегда полезен для здоровья. Папы и мамы жалуются, что дети не успевают делать домашние задания, устают, не имеют возможности поиграть с друзьями, не могут посещать кружки и секции. Так ли это? Как построен учебный процесс в СОШ №2 города Строителя нам рассказала директор школы Алла Кононова.
Наша справка. В школе обучается 1 210 учеников, сформировано 47 классов-комплектов. В этом году набрано пять первых классов — 120 первоклашек. За лето прибыло 40 новых детей. В 2018–19 учебном году параллель 8-х классов переведена на обучение во вторую смену.
— Алла Викторовна, что стало основанием для перехода на обучение во вторую смену, и почему именно восьмые классы?
— Начну с того, что наша школа до этого учебного года не переходила на обучение во вторую смену. Это впервые в практике школы. В нынешнем учебном году увеличилась потребность в учебных кабинетах. Во‑первых, практически все классы делятся на группы для изучения иностранного языка, информатики. Во‑вторых, мы реализуем индивидуальные учебные планы в старшей школе. Два десятых класса поделены на шесть профильных групп. В‑третьих, в целях повышения качества образования было принято решение освободить специальные кабинеты химии и физики для всех классов, где изучаются эти предметы. В связи с этим, параллель 8-х классов переведена во вторую смену. При этом мы не тронули 9, 10 и 11-е классы, которые готовятся к итоговой аттестации. Восьмые классы – самые многочисленные. Их пять классов-комплектов в отличие от параллелей шестых и седьмых классов. Сразу освободилось пять кабинетов в первой смене.
— Какая проводилась работа с детьми и родителями, чтобы убедить их в необходимости этого перехода?
— Проводились и классные собрания, где информация была доведена до родителей, детей и им была объяснена причина перевода, и индивидуальные встречи с родителями. Мы постарались сделать всё от нас зависящее, чтобы учебный процесс восьмиклассников ничем не отличался от первой смены. Организован подвоз обучающихся второй смены. Они обеспечены двухразовым горячим питанием.
— Многие ребята занимаются в кружках, спортивных секциях. Как обстоят дела с внеурочной деятельностью учеников?
— Мы нашли понимание со стороны учреждений дополнительного образования. Нам, в основном, пошли навстречу и составили расписание так, чтобы дети смогли продолжить обучение в учреждениях допобразования.
— Наверняка Вы проводили опрос среди восьмиклассников по поводу их обучения во вторую смену. Как вообще восприняли дети этот переход?
— По‑разному. У всех разные биоритмы, кому‑то хочется поспать подольше утром, кто‑то привык рано вставать. Очень многие дети рады второй смене, потому что они высыпаются и отдохнувшие приходят на занятия.
— А что касается расписания педагогов? Ведь им приходится работать в первую и во вторую смены.
— Многие педагоги время, освободившееся между сменами, используют рационально. Занимаются подготовкой к урокам, самоподготовкой, проверкой тетрадей и т. д. Мы постарались тем учителям, кто работает во вторую смену, освободить первую половину дня. Педагоги с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации.
Наверняка, среди ваших знакомых есть те, кто успевает всё: работать, заниматься спортом, отдыхать, а есть те, кто вечно жалуется на нехватку свободного времени. Задумайтесь: в сутках для всех 24 часа, но одни сами командуют временем, а другие ему подчиняются.
«В этом году мой сын тоже стал заниматься во вторую смену. Сначала он никак не мог сориентироваться, что и когда ему делать. Но потом мы провели такой эксперимент: свой день он записал по минутам — что, когда и сколько делал. Мы проанализировали и сделали вывод, где можно сократить, а где — добавить времени. И теперь он живёт по режиму. На листе ватмана написали расписание. Теперь к нему прикрепляем стикеры-напоминалки. Это удобно. Что касается уроков, то поступаем так: после ужина он делает письменные задания на черновике, учит стихотворения, правила. А утром, уже без меня, всё переписывает набело, дочитывает, доучивает. Думаю, что вторая смена поможет стать ему более организованным, собранным. Поначалу его контролировала: собрал портфель, выключил плиту, закрыл квартиру, но потом перестала дёргать его звонками и сама дёргаться. Пусть учится самостоятельности», — рассказала мама одного из учеников Ирина Васильевна.
Учащиеся во вторую смену дети меньше болеют. Ведь они меньше контактируют с людьми. Улучшается дисциплина. Обусловлено это снижением числа опозданий. Уменьшается число травм и случаев потери вещей. Это связано с тем, что в школах во вторую смену обучается меньше детей, чем в первую, в коридорах на переменах становится свободнее. Однако детям не нравится учиться во вторую смену чаще всего потому, что не хватает времени погулять, посидеть за компьютером. Родителям же неудобно их встречать и провожать, они не могут контролировать процесс приготовления уроков. Да и есть опасность, что ребёнок остаётся один дома. Но, с другой стороны, ему нужно когда‑то учиться самостоятельности. Так что прежде чем возмущаться и искать одни «минусы», попробуйте на ситуацию посмотреть с другой стороны и найти «плюсы».