Система «Роспечати» в Белгородской области приказала долго жить, оказалась нерентабельной, убыточной для собственника. Говорят, что одна из причин краха сети — высокая арендная плата за землю под киосками.
Администрация области, желая сохранить возможность для населения приобретать печатную продукцию в розницу, выкупила сеть киосков и передала в управление Издательскому Дому «Мир Белогорья». Мы выяснили, как на новом витке своего существования живут и работают киоски по продаже газет и журналов в нашем городе. Их всего четыре. И киоскёры не подозревают о том, что сменился собственник – слышали, что Роспечати не стало, а вот кому они теперь принадлежат – не знали.
В киоске на улице Октябрьской, что возле Детской школы искусств, пока продавец обедала, удалось подробно изучить ассортимент товаров за стёклами витрин. От их разнообразия и обилия разбегались глаза. Здесь помимо газет и журналов, ради которых, собственно, и созданы эти домики распространения информации, можно купить лотерейные билеты, мелкие игрушки разного вида, брелоки, магнитики с белгородской символикой, канцтовары, туалетную бумагу, жвачку и даже чай. Для любителей головоломок – большой выбор кроссвордов всех типов, для любителей чтения – книги.
То же самое и в других точках – все киоски снабжаются одной фирмой в одинаковых объёмах. Это ООО «Сегодня Пресс Воронеж», филиал которого находится в городе Белгороде. Именно оттуда каждое утро вся продукция и свежая пресса поступают в киоски города Строителя. Об этом и многом другом мы узнали от киоскёров с улицы Победы и улицы Ленина Ирины Шотик и Елены Ивановой. Они рассказали, что киоски предлагают более 20 наименований газет и столько же журналов. Из белгородских это «Житьё-бытьё», «Аргументы и факты. Белгород», «Комсомольская правда. Белгород», «Наш Белгород», «Белгородские известия». Ирина и Елена выразили обеспокоенность тем, что через киоски в розницу не продаются наши газеты «Победа» и «Добрый вечер, Строитель», на которые есть спрос, причём даже у школьников.
Дневную выручку не назовёшь доходной – 3–4 тысячи рублей, но киоскёры стараются использовать для её пополнения часы пик, когда люди идут на работу, с работы, на обеденный перерыв, поэтому их рабочий день не назовёшь нормированным, хотя существует рабочее расписание. В каждом киоске 2 продавца, работающих по системе «два через два».
А какова ситуация с системой распространения прессы в других регионах? Плавая по просторам Интернета, натолкнулись на положительный опыт Липецкой области.
«В Липецкой области система продаж прессы, практически с самого начала своего формирования в новых рыночных условиях, поддерживалась местными властями», вот что рассказывают о нём журналистки Анна Луговая и Татьяна Иванова.
Началось всё с приватизации местного отделения бывшего советского монополиста «Союзпечать». В 1995 году все наши киоски приняли единый стиль. Все они работают в нормальном режиме, без перебоев и притеснений. Арендная ставка для киосков прессы в Липецке льготная — 12 рублей за один кв. м. А договоры на аренду продляют на десять лет.
Благодаря столь благоприятным условиям работы только за прошлый год предприятие выплатило 91 млн рублей налогов государству. Средняя зарплата киоскёра — 18 тыс. рублей. Кроме того, сотрудники имеют полный социальный пакет. Финансовое состояние сети позволяет вкладываться в развитие компании.
По словам авторов статьи, в сети отлажена логистика, куплены 30 импортных автомобилей, которые меняются через каждые четыре года. Благодаря собственной логистике доставка свежей прессы начинается в пять часов утра; всего же три доставки, включая переброску.
Нельзя не согласиться с тем, что печатные издания как были, так и остаются востребованными основной массой российских граждан. Это подтвердил и наш рейд по киоскам города Строителя. Печатные СМИ были, есть и будут, кто бы что ни говорил.
По этой же причине липчане не ликвидируют даже те киоски, которые перестают быть рентабельными. Ведь если в них пользуется спросом хотя бы парочка изданий, значит это кому‑то нужно! А машина всё равно едет мимо, так почему бы ей не завезти свежих газет?
Вот и у нас появилась надежда на то, что белгородские власти создадут благоприятные стартовые условия для своего нового приобретения. Сохранят удобного и привычного поставщика в лице ООО «Сегодня Пресс Воронеж» и установят льготную арендную плату по примеру соседей. А уж киоскёры, заинтересованные в заработке, постараются не существовать нахлебником у бюджета, а будут зарабатывать и на развитие сети, и на достойную оплату своего труда. В выигрыше будут все, и главное – жители Белгородской области.