Именно так называют участников проекта «Развитие шахматного образования на территории Яковлевского района». С чего всё начиналось и к чему должны прийти в рамках проекта? Об этом мы попросили рассказать ведущего специалиста управления образования Елену Пашетных.
— В 2016–2017 учебном году в районе шахматами занимались 250 учащихся в пяти школах района и районном Доме творчества. В январе 2017 года заместителем губернатора Белгородской области Натальи Полуяновой было дано поручение проработать вопрос организации работы шахматного объединения на базе каждой школы в 2017–2018 учебном году. В школах района было проведено анкетирование среди учащихся 3–7-х классов с целью выяснить, насколько популярна у них игра в шахматы. По итогам анкетирования в школах района началась пропаганда игры в шахматы, в планы мероприятий школьных и загородных лагерей были включены игры в шахматы, проводились соревнования по шахматам. Был разработан проект «Развитие шахматного образования на территории Яковлевского района», который успешно реализуется. С 1 сентября 2017 года во всех школах района созданы шахматные объединения, клубы в количестве 47, где обучается 849 учащихся и преподают 35 учителей. На базах образовательных организаций проходят агитационные мероприятия по привлечению детей к занятиям шахматами. Будут проведены районные турниры шахматного мастерства среди дошкольников и школьников, первенство района по шахматам, шахматный турнир среди педагогов. Основная цель проекта — охватить шахматным образованием не менее 2000 детей дошкольного и школьного возраста, а также сформировать базу данных одарённых детей по результатам их участия в соревнованиях по шахматам к июню 2019 года.
Идея – замечательная. Теперь посмотрим, что на деле. Мы посетили занятие внеурочной деятельности «Шахматная школа» в МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель», где ученики 2–4-х классов играют в шахматы. Ведут занятия педагоги, которые умеют играть, и им самим это интересно. Что важно: учителями изучена методическая и справочная литература, они постоянно повышают свой профессиональный уровень.
Как сказала в нашем интервью учитель начальных классов Екатерина Чащина, которая ведёт занятия в «Шахматной школе», дети воспринимают шахматную игру с воодушевлением, она им очень нравится. Ведь каждому хочется выиграть, поставить мат. Ученики занимаются исследовательской деятельностью: изучают историю шахмат, знакомятся с жизнью великих шахматистов. Что касается инвентаря, то тут оказали помощь бабушки и дедушки, которые достали из антресолей шахматы и передали их внукам. В некоторых классах инициативу проявил родительский комитет и закупил шахматные доски. Шахматы развивают у детей самостоятельность, ответственность, логику, фантазию, творческие способности.
У семиклассниц Лилии Коптиковой и Софьи Лебедевой шахматы занимают значимое место в их увлечениях. Девчонкам нравится принимать участие в соревнованиях и защищать честь школы, причём достойно. В прошлом году они в составе команды победили на районных, зональных соревнованиях и заняли второе место в области. Их увлечение шахматами поддерживают родители. Такие предметы, как математика, физика стали им даваться легче. Ведь шахматы развивают внимание, память, логику. К нашей беседе присоединился пятиклассник Антон Батраков. Он увлечён этой игрой уже пять лет. Начинал играть с папой. В один прекрасный день захотел обыграть его. Добиться этого можно было только усиленными тренировками. Мальчик посещает шахматный кружок «Звёздный». На днях проводилась Всероссийская онлайн игра по шахматам среди школьников. Ребята из второй школы выступили очень достойно. Антон тоже принимал участие в этой игре. Сыграл 10 партий, все выиграл. Говорит, некоторые соперники были сильными, пришлось поломать голову. Его кумиром является Александр Алёхин, мальчик берёт с него пример. Шахматы помогают ему анализировать. А ещё он отличник.
Замдиректора школы Ирина Богомаз отметила, что в наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Этот вид спорта набирает в школе всё большую популярность. Команда школы стала победителем районных соревнований по шахматам в зачёт 60-ой спартакиады школьников. На зональном этапе команда стала второй. Особое место в увлечении детей игрой занимают родители. В выигрыше от этого дети и взрослые.
Руководитель детского шахматного кружка «Звёздный», КМС по шахматам Владимир Мурысёв подчеркнул, что гиперактивные дети, играя в шахматы, учатся контролировать себя и постепенно становятся дисциплинированными. В 2018 году среди воспитанников клуба пройдёт турнир по системе рейтинга Эло на официальном сайте ФИДЕ, что является паспортом шахматиста-профессионала. Возросший интерес к шахматам – это результат реализации районного проекта и популяризации игры в масштабе страны, что обязательно скажется на интеллектуальном развитии нации.
Помимо того что занятия шахматами проводятся в школах района, они ещё успешно ведутся в детских садах. К примеру, в МБДОУ «Детский сад «Родничок» г. Строитель». Вот мнение Елены Юшковой, мамы пятилетнего Никиты, воспитанника этого детского сада:
— Занятия по обучению игре в шахматы в группе, которую посещает мой ребёнок, проводятся три раза в неделю, их ведёт воспитатель. На занятиях дети изучают шахматные фигуры, их расположение на доске. В нашей семье шахматами увлекался муж, Алексей, потом старший сын, теперь очередь младшего. Получается семейная шахматная традиция. В этом году к ним присоединилась я. Что касается шахматной доски, то она досталась сыновьям ещё из советского детства мужа. Младшему Никите очень нравится эта игра. Он стал более серьёзным, ответственным, собранным. Сын участвует в шахматных турнирах в группе, как в составе команды, так и в поединках. Дети сами обучают игре воспитанников из других групп. Мы с мужем очень благодарны педагогу, что она смогла увлечь шахматами детей.
Конечно, не все ребята, кто занимается шахматами, станут великими алёхиными и карповыми. Но, то, что игра поможет им в жизни – это сомнений не вызывает. Ведь главное, она учит детей думать и принимать взвешенные решения. Ребята научатся не пасовать перед проблемами, а ставить им шах и мат.