Local Logo
Новости Яковлевского городского округа Белгородской области
101.61
-0.73$
105.25
-1.29
+4 °С, облачно
Белгород

«Синема, синема, синема, от тебя мы без ума!» Насколько современное кино интересно зрителю

24 февраля 2022, 08:16Культура
Фото: Архив Виктора Меркулова

Сегодня нашим собеседником выступает человек, который непосредственно имеет отношение к киноиндустрии. Это руководитель киностудии «Огненный рубеж» Виктор Меркулов из города Строителя.

«Фильм, фильм, фильм…» Наверняка, многие из нас помнят мультфильм 1968 года режиссёра Фёдора Хитрука. Это была пародия на то, как «делаются» фильмы, к тому же в ней раскрывалась «кухня» производства кинолент.

В жизни каждого современного человека фильмы занимают не последнее место. Никто уже не может себе представить вечерний досуг без просмотра сериала или кинокартины, по выходным люди семьями собираются у голубого экрана или отправляются в кинотеатр на премьерный показ.

Вот это кино! И на экране мой любимый герой

Итак, в ушедшем году на наши экраны вышло 153 картины. Окупились из них 5. Это «Последний богатырь. Корень зла», «Батя», «Пара из будущего», «Родные» и «Пальма». Все эти картины с детским рейтингом и предназначены для семейного просмотра. Пока продюсеры были уверены, что можно взять бюджет, распилить его, выпустить халтуру, а зритель, мол, её скушает, кино опустилось на самое дно. Пять окупившихся фильмов из 150 — это худший результат за много лет. Есть повод задуматься.

30 января 1923 года родился знаменитый русский режиссёр Леонид Гайдай. Он внёс большой вклад в развитие советского кинематографа. Его фильмы до сих пор признают как отечественные, так и зарубежные критики, а фразы из них стали крылатыми и давно разошлись в народе на цитаты. Наверняка у нас в стране не найдётся человека, не смотревшего фильмы «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» или «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

А уж о песнях и напоминать не стоит — каждый хоть раз в жизни напевал: «А нам всё равно…» или «Где‑то на белом свете…». Но время не стоит на месте. Поколение кинорежиссёров сменилось, выросли другие актёры и зрители. К сожалению или к радости, русские фильмы тоже претерпели изменения. Осталось ли русское кино таким же интересным и захватывающим? Насколько наше кино интересно зрителю?

Ирина, жительница города Строителя:

«Я думаю, будущее у российского кинематографа есть, так как выходит много замечательных фильмов. Мне очень нравятся старые советские картины, особенно про войну, есть и комедии, которые стоит посмотреть. Сейчас, конечно, снимают уже не так, как раньше, но есть что выбрать. Думаю, что стали снимать хуже, все сюжеты предсказуемые, но, повторюсь, есть и хорошие. У меня нет отдельных предпочтений — я смотрю и русское, и зарубежное кино. Особенно мне нравятся фильмы, основанные на реальных событиях».

Профессий много, но… прекрасней всех кино

Вы когда‑нибудь задумывались над тем, что кинофильм (как и любое другое произведение искусства) есть способ общения его создателей и аудитории? Если проще, кино с нами «разговаривает». И вот представим, что говорящие фильмы — люди.

Кто‑то по‑доброму шутит, кто‑то с горящими глазами ведает о своей большой любви, кто‑то грубит, кто‑то занудно оперирует заумными терминами. Но может на пути встретиться и настоящий псих. Речь его обрывиста, движения резки, ноги заплетаются, а настроение меняется со скоростью солнечного света. Этот безумец — российское кино.

И не все задумываются о том, что увиденное на экране может оставлять свой след на настроении или психике, особенно, детской. Психологи уверяют, что просмотр фильмов ужасов, сцен с насилием негативно воздействует на неокрепшую детскую психику. Это может вызвать привыкание и, самое страшное, желание подражать увиденному.

Просмотр подобных картин выливается в появление беспричинной агрессии, повышенной возбудимости. Но разве это кого‑то останавливало? Спросите у ученика начальных классов, какой у него любимый жанр? Ужастики, страшилки. Что уж говорить о подростках. Для них отрезанные головы или мертвецы в кадре – в порядке вещей. А мы потом удивляемся, от чего у нас такие дети нервные, легковозбудимые и агрессивные. От кино в том числе.

Фото: Архив Виктора Меркулова

Нужна правда, хоть и горькая

Сегодня нашим собеседником выступает человек, который непосредственно имеет отношение к киноиндустрии. Это руководитель киностудии «Огненный рубеж» Виктор Меркулов. Мы попросили Виктора ответить на наши вопросы. Поскольку в своём творчестве он делает ставку на патриотические и военные фильмы, то и мы решили не распаляться и выбрали это направление.

— Насколько современное кино военно-патриотической направленности интересно зрителям и отвечает сегодняшним реалиям?

— Военные фильмы сегодня очень актуальны. Их главная задача – сохранить историческую память и донести её до зрителя. Ведь западные пропагандисты усиленно хотят переписать историю, и делают это. Слышится постоянное искажение исторической правды, «переделывание» и «перекраивание» истории под себя. Современные военные фильмы должны постоянно говорить нам о том, что история была написана советским солдатом.

Правду о войне нужно показать в таком виде, в котором она по‑настоящему существовала. Но многие фильмы и сериалы, которыми забит телевизионный эфир, — глупы и никчёмны. Они ничему не учат, а только развлекают.

— Можно ли сделать так, чтобы современное военное кино было интересным?

— Ответ на этот вопрос можно рассматривать с двух сторон – это зрительское или историческое восприятие. Сейчас современный кинематограф нацелен на то, чтобы удовлетворить потребности зрителей. Все фильмы – это картина, картинка и картинка. Правды в них содержится процентов 10 от силы.

Наша киностудия делает ставку на «живое» кино, мы не украшаем свои фильмы компьютерной графикой, наоборот, стараемся максимально приблизиться к реальным событиям, и прилагаем к этому все усилия. Приглашаем консультантов, специалистов, которые профессионально разбираются в данном вопросе. Я считаю, главное – показать правду.

Также изменились потребности. Одно дело смотреть кино, где показана историческая правда, другое, когда красиво всё взрывается и летит. Это зависит от подхода сценариста и режиссёра – какую цель они поставили перед собой. Создать кассовый фильм, но который забудут через пару лет, либо же тот, который останется на века и заставит задуматься. А думать заставит только правда.

— Как привлечь молодёжь к просмотру кинолент военно-патриотического направления?

— Путь один, но он очень тяжёлый. Надо воспитывать детей с малых лет в духе патриотизма. Ребят постарше привлекать к участию в военно-патриотических клубах. Ещё лучше – объединить работу местных киностудий и ВПК в одно целое. Ребят надо чаще окунать в реалии жизни.

— Но всех же на съёмочную площадку завлечь сложно. Как быть?

— Сейчас, в основном, снимают кассовое кино, с красивыми картинками, с использованием спецэффектов. После его просмотра у ребёнка складывается впечатление, что ничего страшного на войне не происходило. Наоборот – романтика, любовь, приключения, где можно пострелять, совершить подвиг и медаль получить.

По моему убеждению – это неправильный подход. Кино должно научить детей думать, анализировать, сопереживать. В современном российском кинематографе такого кино очень мало.

— Сейчас каждый сам себе режиссёр. Можно снять бездарный ролик и набрать миллионы просмотров. Профессионализм уже никому не нужен?

— Нужен, но ценности ныне другие. В сегодняшних фильмах верхом профессионализма считается использование компьютерной графики, именно она рассчитана на зрительское восприятие. Сейчас при подготовке фильма выбирают визуализацию, а настоящую суть мало кто показывает.

В идеале должно быть хорошее профессиональное оборудование, интересный сценарий, сильный актёрский состав и режиссёр, который бы смог донести идею фильма и показать историческую правду.

— Актуально ли сейчас высказывание В.И. Ленина, что важнейшим из искусств для нас является кино?

— Да, и будет актуальным ещё долгое время. Мне кажется, что настоящие режиссёры вернутся к реальным съёмкам, «живым» фильмам и уйдут от компьютерной графики. Кинематограф перенасытится всеми этими спецэффектами, и они станут не интересны ни режиссёрам, ни зрителям. Хочется, чтобы съёмки стали натуральными и настоящими, а не компьютерными. Очень на это надеюсь и верю, что скоро это произойдёт.

Конец фильма

На вкус и цвет… дальше вы знаете. Вот так и с фильмами. Кому‑то нравятся боевики и стрелялки, а кто‑то предпочитает рыдать вместе с героями турецких сериалов или замирать от ужаса. Ясно одно: российский кинематограф перешёл на новый уровень. Остаётся надеяться, что отечественные режиссёры будут снимать хорошие и разные фильмы, а мы их с наслаждением смотреть.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 18:19
Капремонт моста на Чумичова в Белгороде стартует в 2025 году
Материал
ОбществоСегодня, 18:03
Владимир Путин поговорил по телефону с Маргаритой Руцинской из Шебекино
Материал
ОбществоСегодня, 17:05
Вячеслав Гладков присоединился к участию во Всероссийской акции «Ёлка желаний»