«Фильм, фильм, фильм…» Наверняка, многие из нас помнят мультфильм 1968 года режиссёра Фёдора Хитрука. Это была пародия на то, как «делаются» фильмы, к тому же в ней раскрывалась «кухня» производства кинолент.
В жизни каждого современного человека фильмы занимают не последнее место. Никто уже не может себе представить вечерний досуг без просмотра сериала или кинокартины, по выходным люди семьями собираются у голубого экрана или отправляются в кинотеатр на премьерный показ.
Итак, в ушедшем году на наши экраны вышло 153 картины. Окупились из них 5. Это «Последний богатырь. Корень зла», «Батя», «Пара из будущего», «Родные» и «Пальма». Все эти картины с детским рейтингом и предназначены для семейного просмотра. Пока продюсеры были уверены, что можно взять бюджет, распилить его, выпустить халтуру, а зритель, мол, её скушает, кино опустилось на самое дно. Пять окупившихся фильмов из 150 — это худший результат за много лет. Есть повод задуматься.
30 января 1923 года родился знаменитый русский режиссёр Леонид Гайдай. Он внёс большой вклад в развитие советского кинематографа. Его фильмы до сих пор признают как отечественные, так и зарубежные критики, а фразы из них стали крылатыми и давно разошлись в народе на цитаты. Наверняка у нас в стране не найдётся человека, не смотревшего фильмы «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» или «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
А уж о песнях и напоминать не стоит — каждый хоть раз в жизни напевал: «А нам всё равно…» или «Где‑то на белом свете…». Но время не стоит на месте. Поколение кинорежиссёров сменилось, выросли другие актёры и зрители. К сожалению или к радости, русские фильмы тоже претерпели изменения. Осталось ли русское кино таким же интересным и захватывающим? Насколько наше кино интересно зрителю?
Ирина, жительница города Строителя:
«Я думаю, будущее у российского кинематографа есть, так как выходит много замечательных фильмов. Мне очень нравятся старые советские картины, особенно про войну, есть и комедии, которые стоит посмотреть. Сейчас, конечно, снимают уже не так, как раньше, но есть что выбрать. Думаю, что стали снимать хуже, все сюжеты предсказуемые, но, повторюсь, есть и хорошие. У меня нет отдельных предпочтений — я смотрю и русское, и зарубежное кино. Особенно мне нравятся фильмы, основанные на реальных событиях».
Вы когда‑нибудь задумывались над тем, что кинофильм (как и любое другое произведение искусства) есть способ общения его создателей и аудитории? Если проще, кино с нами «разговаривает». И вот представим, что говорящие фильмы — люди.
Кто‑то по‑доброму шутит, кто‑то с горящими глазами ведает о своей большой любви, кто‑то грубит, кто‑то занудно оперирует заумными терминами. Но может на пути встретиться и настоящий псих. Речь его обрывиста, движения резки, ноги заплетаются, а настроение меняется со скоростью солнечного света. Этот безумец — российское кино.
И не все задумываются о том, что увиденное на экране может оставлять свой след на настроении или психике, особенно, детской. Психологи уверяют, что просмотр фильмов ужасов, сцен с насилием негативно воздействует на неокрепшую детскую психику. Это может вызвать привыкание и, самое страшное, желание подражать увиденному.
Просмотр подобных картин выливается в появление беспричинной агрессии, повышенной возбудимости. Но разве это кого‑то останавливало? Спросите у ученика начальных классов, какой у него любимый жанр? Ужастики, страшилки. Что уж говорить о подростках. Для них отрезанные головы или мертвецы в кадре – в порядке вещей. А мы потом удивляемся, от чего у нас такие дети нервные, легковозбудимые и агрессивные. От кино в том числе.
Сегодня нашим собеседником выступает человек, который непосредственно имеет отношение к киноиндустрии. Это руководитель киностудии «Огненный рубеж» Виктор Меркулов. Мы попросили Виктора ответить на наши вопросы. Поскольку в своём творчестве он делает ставку на патриотические и военные фильмы, то и мы решили не распаляться и выбрали это направление.
— Насколько современное кино военно-патриотической направленности интересно зрителям и отвечает сегодняшним реалиям?
— Военные фильмы сегодня очень актуальны. Их главная задача – сохранить историческую память и донести её до зрителя. Ведь западные пропагандисты усиленно хотят переписать историю, и делают это. Слышится постоянное искажение исторической правды, «переделывание» и «перекраивание» истории под себя. Современные военные фильмы должны постоянно говорить нам о том, что история была написана советским солдатом.
Правду о войне нужно показать в таком виде, в котором она по‑настоящему существовала. Но многие фильмы и сериалы, которыми забит телевизионный эфир, — глупы и никчёмны. Они ничему не учат, а только развлекают.
— Можно ли сделать так, чтобы современное военное кино было интересным?
— Ответ на этот вопрос можно рассматривать с двух сторон – это зрительское или историческое восприятие. Сейчас современный кинематограф нацелен на то, чтобы удовлетворить потребности зрителей. Все фильмы – это картина, картинка и картинка. Правды в них содержится процентов 10 от силы.
Наша киностудия делает ставку на «живое» кино, мы не украшаем свои фильмы компьютерной графикой, наоборот, стараемся максимально приблизиться к реальным событиям, и прилагаем к этому все усилия. Приглашаем консультантов, специалистов, которые профессионально разбираются в данном вопросе. Я считаю, главное – показать правду.
Также изменились потребности. Одно дело смотреть кино, где показана историческая правда, другое, когда красиво всё взрывается и летит. Это зависит от подхода сценариста и режиссёра – какую цель они поставили перед собой. Создать кассовый фильм, но который забудут через пару лет, либо же тот, который останется на века и заставит задуматься. А думать заставит только правда.
— Как привлечь молодёжь к просмотру кинолент военно-патриотического направления?
— Путь один, но он очень тяжёлый. Надо воспитывать детей с малых лет в духе патриотизма. Ребят постарше привлекать к участию в военно-патриотических клубах. Ещё лучше – объединить работу местных киностудий и ВПК в одно целое. Ребят надо чаще окунать в реалии жизни.
— Но всех же на съёмочную площадку завлечь сложно. Как быть?
— Сейчас, в основном, снимают кассовое кино, с красивыми картинками, с использованием спецэффектов. После его просмотра у ребёнка складывается впечатление, что ничего страшного на войне не происходило. Наоборот – романтика, любовь, приключения, где можно пострелять, совершить подвиг и медаль получить.
По моему убеждению – это неправильный подход. Кино должно научить детей думать, анализировать, сопереживать. В современном российском кинематографе такого кино очень мало.
— Сейчас каждый сам себе режиссёр. Можно снять бездарный ролик и набрать миллионы просмотров. Профессионализм уже никому не нужен?
— Нужен, но ценности ныне другие. В сегодняшних фильмах верхом профессионализма считается использование компьютерной графики, именно она рассчитана на зрительское восприятие. Сейчас при подготовке фильма выбирают визуализацию, а настоящую суть мало кто показывает.
В идеале должно быть хорошее профессиональное оборудование, интересный сценарий, сильный актёрский состав и режиссёр, который бы смог донести идею фильма и показать историческую правду.
— Актуально ли сейчас высказывание В.И. Ленина, что важнейшим из искусств для нас является кино?
— Да, и будет актуальным ещё долгое время. Мне кажется, что настоящие режиссёры вернутся к реальным съёмкам, «живым» фильмам и уйдут от компьютерной графики. Кинематограф перенасытится всеми этими спецэффектами, и они станут не интересны ни режиссёрам, ни зрителям. Хочется, чтобы съёмки стали натуральными и настоящими, а не компьютерными. Очень на это надеюсь и верю, что скоро это произойдёт.
На вкус и цвет… дальше вы знаете. Вот так и с фильмами. Кому‑то нравятся боевики и стрелялки, а кто‑то предпочитает рыдать вместе с героями турецких сериалов или замирать от ужаса. Ясно одно: российский кинематограф перешёл на новый уровень. Остаётся надеяться, что отечественные режиссёры будут снимать хорошие и разные фильмы, а мы их с наслаждением смотреть.