Local Logo
Новости Яковлевского городского округа Белгородской области
100.22
+0.18$
105.81
+0.08
+2 °С, облачно
Белгород

Деньги любят счёт. Как научить ребёнка финансовой грамотности и уберечь от ошибок?

20 сентября , 08:05ЭкономикаФото: Детский сад «Родничок» города Строителя / Умение работать на счётной машинке может пригодиться во взрослой жизни

Грамотное управление деньгами — это привычка, которая нужна в любом возрасте. Чем раньше родители научат ребёнка бережно обращаться с финансами, тем проще ему будет во взрослой жизни. Он не потратит бездумно все средства, не влезет в долги и кредиты из-за ерунды.

Пронзительные вопли «купи!» в торговом центре, родительская ругань в ответ: невольным свидетелем подобных душераздирающих сцен был, пожалуй, каждый из нас.  Двухлетка, истерикой вынудивший маму купить ему киндер, хоть и заставит понервничать, но не разорит семейный бюджет. А вот подросток, который спустит сбережения родителей на примочки в онлайн-игре, доставит серьёзные неприятности. Чтобы такого не случалось, прививать основы финансовой грамотности надо с детства.

Азбука денег

8 сентябре отмечался День финансиста России. Мы решили чуть иначе освятить этот праздник — поговорить о финансовой грамотности детей. Кто знает, может, это поможет воспитать российского Рокфеллера.

В детском саду «Родничок» города Строителя уделяется большое внимание воспитанию финансовой грамотности детей. Мы побеседовали с воспитателем детсада Светланой Фильшиной, которая как раз и работает по теме «Формирование элементарных представлений финансовой грамотности старших дошкольников о бюджете семьи посредством дидактических игр».

Также педагог является победителем межмуниципального конкурса профессионального мастерства «Эффективные практики формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», призёром в межмуниципальном конкурсе видеороликов «Мастер-класс педагога».

— Прививать основы финансовой грамотности нужно с детства, именно в дошкольном возрасте закладываются способности по управлению финансами, что в будущем влияет на материальное благополучие человека. Если малыш не научится планировать личный бюджет и копить деньги, то, став взрослым, он будет часто делать ошибки и совершать ненужные траты. Чтобы сделать экономику доступной, понятной и интересной, в группе создана предметно-пространственная среда — центр финансовой грамотности, который содержит различные дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольные игры, альбомы с различными видами денег. С их помощью, а также посредством бесед, квестов, просмотров видеороликов, рассказов, практических занятий у дошкольников формируется финансовая грамотность: что такое деньги; какие они бывают; в чём разница между необходимыми и желаемыми покупками; из каких компонентов состоит «семейный бюджет» (доход и расход); как планировать свои расходы, — поделилась Светлана Михайловна.
Дошкольники изучают основы финансовой грамотности
Фото: Детский сад «Родничок» города Строителя

Игрушка на двоих

Мы обратились к нашим читателям и попросили их поделиться своим опытом управления финансами.

Екатерина Николаевна:

— После окончания сельскохозяйственных работ в деревне бабушка всегда нам, внукам, платила зарплату. Всё лето трудились не покладая рук: кормили животных, собирали лук, яблоки, чеснок, копали картошку. Первой зарплатой очень дорожили и строили планы, как лучше потратить.

Ольга Сергеевна:

— Мы жили в сельской местности, и у нас соседи выращивали лук. Так вот, за день сбора они платили 5 рублей. Это были огромные деньги. Правда, и доставались они с трудом: нужно было собрать определённое количество ящиков лука и рассортировать его по товарному виду.

Алексей Андреевич:

— В 9-м классе захотел новомодные кроссовки. Родители сказали: «Иди и зарабатывай. Если не хватит, добавим». Устроился на стройку к частнику. Пахал 6 дней в неделю. За два месяца заработал и на кроссовки, и на пуховик.

Виктория Павловна:

— Мне всегда доставался сбор ягод. Мало того, что я их собирала и перебирала, так ещё и продавала на базарчике у магазина. Бидончик малины стоил 5 рублей, клубники — 4. На эти деньги мне шили в КБО красивое платье или костюм.

Ирина Александровна:

— Внук тут попросил на маркетплейсе заказать ему игрушку. Я объяснила, что таких денег у меня нет, а у него — копилка. Решили купить игрушку пополам. И ему хорошо, и мне не накладно.

Первые карманные

В середине XX века психолог Уолтер Мишел провёл исследование, которое стало известно как маршмеллоу-тест. В результате оказалось, что ребята, которые смогли удержаться и не съесть лакомство немедленно, стали более успешными людьми. А вот поддавшиеся искушению в большинстве своём не могли похвастаться финансовым благополучием.

С началом школьной жизни карманные деньги становятся необходимостью. Уже в начальных классах ребёнка можно и нужно привлекать к семейным покупкам и на простых примерах тренировать финансовую грамотность. Это — отличный повод научить его планировать свой бюджет. Конечно, есть риск, что он потратит карманные деньги все и сразу. Но как ещё по-другому учить, если не давать ему право выбора? Главное — набраться терпения и не идти на поводу. А ведь будет и просить, и умолять пополнить баланс. Но, если он потратит деньги, а вы всё равно купите требуемое, все усилия пойдут насмарку.

С 5-6 класса ребёнок вполне сможет сам справиться с покупкой необходимых продуктов питания, канцтоваров и проч. Научите обращать внимание на фасовку товара и сравнивать цены, считать сдачу, проверять чек. Простые, на первый взгляд, бытовые навыки сформируют ответственное отношение к деньгам.

В старших классах подростку можно самому попробовать заработать: выгуливать собаку соседа, писать тексты для соцсетей, заниматься благоустройством города, села. Первый заработок — это не просто карманные деньги. Это возможности, свобода, выбор. Такие навыки не выдаются с дипломом, их приобретают на практике.

Познать важность денег

С 1 сентября 2022 года в школах введено обязательное преподавание финансовой грамотности. Уроки финансовой грамотности проводятся для учеников с 1 по 9 классы. В начальной школе дети получают знания в сфере обращения с деньгами в рамках таких предметов, как математика и окружающий мир. В 5-9-х классах элементы финансовой грамотности органично включены в программы по обществознанию, математике и географии.

Как считает Анна Мусихина, академический директор и методист курса по финансовой грамотности Летней программы онлайн-школы Skysmart, финансовое воспитание помогает понимать ценность денег и спокойно обсуждать темы, связанные с финансами. Через много лет ребёнок будет, не стесняясь, требовать прибавки к зарплате, вести семейный бюджет и откладывать деньги. Но главное — будет считать деньги инструментом для достижения целей, а не чем-то, что определяет его личную ценность и важность.

Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтактеОдноклассникиTelegram.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПроисшествияСегодня, 21:42
Энергетики Белгородэнерго оперативно устраняют вызванные стихией нарушения электроснабжения
Материал
ПроисшествияСегодня, 19:47
Банк России предупредил белгородцев о выдающих себя за инкассаторов мошенниках
Материал
ОбществоСегодня, 19:24
Вячеслав Гладков побывал на открытом уроке истории в третьей школе города Строителя