Возможно ли сегодня приобрести автомобиль, когда цены на этот товар взлетели на недосягаемую для большинства россиян высоту? Вопрос, скорее, риторический. Рынок автомобилей крайне сузился в связи с санкциями против нашей страны, а предложение на рынке даже подержанных авто удивляет своей нестабильностью. Что там говорить, если даже «Гранту» дешевле миллиона рублей не найти днём с огнём. Зато ассортимент китайского автопрома на отечественном рынке поражает своим разнообразием, а цены улетели далеко за отметку «два миллиона». Итак, попробуем разобраться и попробуем сделать «виртуальную» покупку.
Два наиболее раскрученных сайта, на которых можно сегодня купить автомобиль, не посещая автосалоны, это «АВИТО» и «Авто.pу». Разнообразие режет глаз, как и цены. Ориентир держим на среднее предложение – иномарка, собранная в России, довольно свежая по году выпуска, пробегу, не битая и не претерпевшая восстановление и покраску. Взяли за основу три марки: КИА РИО, Хёндай Солярис и Фольксваген Поло. Эти модели довольно популярны у россиян, и по ним есть реальный выбор на интернет-площадках.
Неподготовленному человеку, впрочем, очень трудно разобраться в этом многообразии и, главное, выбрать честный, подходящий вариант. Не утомляя подробностями, отметим общую тенденцию: 90 процентов продаваемых автомобилей побывали хотя бы в небольшом ДТП. Они восстановлены, покрашены, даже отполированы, им придан максимально товарный вид – видимо, это и должно взять верх над всеми остальными «условностями» типа крашеного крыла или заменённого бампера. Но…
- Посудите сами, - сказал нам человек, знакомый с местным рынком подержанных автомобилей, - если хорошая машина, почему не ездишь сам? А если продаёшь – возможно, решил купить модель получше, ну а чаще всего – просто желание поскорее избавиться.
С автосалонами – в некотором роде проще. Там, если речь идёт о новых автомобилях, хотя бы есть какая-то гарантия, что ты не вляпаешься в ситуацию. Но и там не исключён заводской брак, механическое повреждение, например, в результате неудачной транспортировки на тягаче и т.п. Помимо всего, автосалоны имеют и площадки автомобилей с пробегом, куда граждане могут поставить на реализацию своего «железного коня». Или это коллекция автомобилей, которые достались салону по «трейд-ин» в результате покупки гражданами новых машин и сдачей взамен своих подержанных. Правда, на прямые вопросы о прошлом таких автомобилей менеджеры честно отвечали, что именно перекрашивалось или менялось в интересующем нас авто.
Нередко эти б/у автомобили автосалоны и сами выставляют к продаже на АВИТО и Авто.ру, и на такие предложения мы обращали внимание в ходе поиска.
Наших вариантов, короче говоря, в посещаемых автосалонах мы, увы, не нашли. Есть немного новых машин, но по очень высоким ценам, ибо они явно не нулевой комплектации, а с массой дополнительного оборудования, на чём, собственно, и зарабатывает автосалон. Менять стоимость заводских цен на сам автомобиль он не вправе, а вот напичкать его самыми разными аксессуарами, прибамбасами вполне себе может, и это его прямой доход.
Речь в данном случае идёт не о тест-драйве, который ныне предлагают практически все автосалоны. Отказываться от него вряд ли стоит, хотя бы для того, чтобы почувствовать, ваш это автомобиль или нет, насколько вам в нём комфортно и насколько легко он управляем.
Интересной нам показалась такая услуга, как вызов специалиста для оценки состояния автомобиля, который вы всё-таки надумали приобрести. Есть такие люди в Белгороде, которые за небольшую плату приедут со своим ноутбуком и прочими приборами, щепетильно оценят толщину слоя краски (не перекрашивалась ли машина), состояние узлов и механизмов, и дадут свою рекомендацию к покупке или наоборот. Пробивает такой человек машинку и по имеющемуся у него доступу к специальным базам: не находится ли авто в розыске, нет ли у него негативной истории и пр. То, что это важно, говорить не приходится: вы можете купить, особенно если это не официальный автосалон, такого «кота в мешке», что долго не расхлебаете или вовсе лишитесь «дорогой игрушки».
Один автомобиль, который мы всё-таки облюбовали, попросили оценить такого эксперта со стороны. Автосалон не только не чинил препятствий, но и создал условия для работы специалиста. А для нас это значило лишь одно: бояться продавцу нечего, автомобиль чист, и его можно приобретать.
Денег на такую дорогостоящую покупку у нас не было, и мы, естественно, отправились в банк за автокредитом.
Впрочем, для начала можно обойтись и без личного посещения кредитного учреждения. Первым делом отправляем запросы в различные банки, заполняя анкету на сайтах. Есть и общая удобная платформа «Банки.ру», на которой все банки сведены в единый портал, а вам остаётся выбрать только удобный для себя вариант.
Не жалея времени, педантично рассылаем заявки, после которых сразу же поступают обратные звонки. Процентные ставки, которые сулят наши кредитные учреждения, никто прямо не называет, мотивируют тем, что для этого необходимо посетить непосредственно офис банка. И тут, опять жертвуя временем, мы на выбор заглядываем в несколько банков.
В одних финансовых заведениях нам откровенно сетовали на возросшую ставку рефинансирования Центробанка и на то, что кредиты подорожали. В других юлили и называли это пресловутое «ОТ». Но когда следом звучала цифра 4,9 процента – сразу становилось понятно, что это ещё тот блеф.
Почти в каждом банке хватали буквально за руки – распечатывали кредитный договор и подсовывали на подпись. Хватать первую попавшуюся рыбу – не в нашем стиле. Поэтому мы не торопились, брали тайм-аут на изучение. И с помощью калькулятора и нехитрого математического подсчёта открывалась дивная картина: за тот же взятый миллион кредитных средств нужно было за 5 лет отдать… два. Так что как ни маскируй свои проценты, за год такие набегают суммы, закачаешься.
Что любопытно, некоторые банки, чтобы не сильно пугать своих потенциальных заёмщиков, прибегают к определённым уловкам. Так, например, в одном известном банке вместо фактических 21 процента годовых нам назвали только 13,5%, а разницу – знаете, куда запихнули? Ни за что не догадаетесь: в основную сумму кредита! Мы сначала глазам своим не поверили: на затребованный нами 1 миллион рублей нам без зазрения совести вписали 1,464 млн. На недоумённый взгляд последовал наивный комментарий: а как вы хотели, чтобы мы снизили для вас процентную ставку? То есть, как ни крути, банк любыми способами, в том числе и такими, получит свою маржу.
Вот только на каких простаков рассчитывают банковские клерки: на их невнимательность, на неуёмное желание поскорее получить «халявные» деньги? Кстати, не раз довелось слышать такую фразу: если вы всё подписываете, уходите отсюда сразу с деньгами!
В другом банке, якобы для того, чтобы снизить процентную ставку, предложили оформить страховку стоимостью в четыреста тысяч рублей. Естественно, называли аффилированные страховые компании, услугами которых мы могли бы воспользоваться.
В третьем банке вместо запрошенного миллиона рублей одобрили 250 тысяч, которые мы вежливо порекомендовали оставить себе «на бедность». А в четвёртом вовсе отказали в кредитовании, не объясняя причин, хотя к этому не было ровным счётом никаких оснований. По остальным кредитным учреждениям в принципе были те же варианты, ну разве что с некоторыми особенностями.
Самые, пожалуй, щадящие условия предложил дочерний банк одного очень популярного в России кредитного учреждения. Там на титуле договора была честно обозначена конечная стоимость кредита – она оказалась самой низкой среди конкурентов («всего» 700 тысяч за 5 лет), честно указана процентная ставка: 17,47% годовых – что оказалось также самым приемлемым, а также сравнительно невысокая сумма страховки с обязательным оформлением полиса КАСКО.
Кстати, в стране существует очень интересная программа: первый автомобиль в семье, но она, оказывается, распространяется только на отечественные автомобили, а также китайские.
В короткое время банк готов был оформить все документы, перечислив автосалону требуемую сумму. И в этот же день мы могли укатить домой на новеньком авто. Но… эксперимент подходил к концу. Редакционное задание было выполнено. Занавес!
Объединённое Кредитное Бюро (ОКБ) подвело итоги автокредитования граждан за декабрь 2023 года. Объёмы выдач новых автокредитов за месяц выросли на 9%, а количество – на 8%. В декабре прошлого года было выдано 62,74 тыс. кредитов на 96,33 млрд рублей. Средний чек автокредита за месяц вырос на 1%: с 1,53 до 1,54 млн рублей.
По объёмам выдач автокредитов в пятёрку регионов-лидеров вошли: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Татарстан.
В ТОП-30 по выдачам автокредитов самый высокий прирост зафиксирован в Самарской и Белгородской областях. В Белгородской же объёмы приросли на 127%, а количество – на 97%.
Так что, получается, не всё так печально на рынке авто в регионе.
Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.