«Покуда есть на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки» — а как вы, будучи наивным школьником, запоминали, что есть на свете не только доверчивые души, но и те самые обманщики, которым верить категорически нельзя? Для детей девяностых и нулевых наглядным примером финансовых мошенников послужили сказочные персонажи — кот Базилио и лиса Алиса. Но, как сказала бы черепаха Тортилла, это было «триста лет тому назад».
Сегодня история советского Буратино для современного школьника покажется «старомодной» выдумкой из рода фантастики. Попробуй сыщи таких персонажей, которые будут носиться по пятам за своей доверчивой жертвой…
Прогресс ушёл в сторону Интернета, прихватив с собой продвинутую молодёжь, а вслед за ней на просторы виртуального мира перекочевали и сами мошенники. Теперь в два клика российский школьник попадает в Страну Дураков, а на третий — лишается накопленных карманных золотых.
До чего дошёл прогресс? До пластиковых карт. Помните, как гордо было за купленную жвачку протянуть бумажную десятку… Равно как и бумажную десятку, встретить сегодня современного школьника с «наличкой» — невиданное чудо. Что тут сказать? Про времена и нравы всё понятно. Поэтому традиционная охота за золотыми в наши дни трансформировалась в охоту за данными банковских карт.
Начнём с того, что в эпоху технологий банковская карта заменила традиционный родительский кошелёк и детский «накопительный карман». Конечно, никакой банк не выдаст банковскую карту 5-летнему ребёнку. Но, если же ориентироваться на закон — статью 28 ГК РФ, то правом совершать мелкие бытовые сделки наделяются дети от 6 лет и старше. То есть, чисто теоретически, оформить банковскую карту для своего чада можно, начиная с 6-летнего возраста ребёнка.
Возвратимся в реальность. Большинство школьников сегодня имеют банковские карты, которые привязаны к счёту родителей (банки предлагают специальные сервисы по управлению дополнительной детской картой взрослыми). С 14 лет у подростка начинается более «расширенная» жизнь, когда он может работать и получать зарплату, которую имеет право хранить на собственной карте (специальные молодёжные с особыми условиями).
Благо, речь идёт о дебетовых картах, кредитные оформляются только по достижении совершеннолетия. А пока наивный детский разум не наделён полной дееспособностью, мошенники неплохо наживаются на «золотых ключиках», которые открывают заветную «дверь» к незначительным карманным расходам школьника и весомым денежным накоплениям родителей.
Как Интернет воспринимается глазами ребёнка? Мир вседозволенности. Где, кажется, в один клик можно обрести друзей, купить новую игрушку, узнать «секретную» информацию и многое другое. И, конечно, сделать это можно «абсолютно бесплатно» или же за небольшой взнос. Здесь и разворачивается деятельность мошенников.
Признайте, в нашем мире, пожалуй, не осталось такого человека, который повёлся бы на сомнительное «подайте бедному слепому…», тем более среди представителей поколения альфа (родившихся после 2010 г.).
Сегодня обман — это игра на любопытстве. Банальное «введи номер» и захватывающее… «получи слона». Любопытно же? И совсем неожидаемо, что слон окажется лукавым, а внизу ссылки вскоре проявится мелкий шрифт… Желаемое, конечно, не получили, зато ежемесячную подписку на анекдоты «про слонов» — оформили. И пока родители обнаружат, куда уходят деньги — со счёта исчезнет значительная сумма денег.
Живое общение в цифровом мире переквалифицировалось в виртуальные чаты. Разработчики игр совместили приятное с полезным, но не учли одного: онлайн-игры полюбились хакерам не меньше, чем школьникам, правда, у них на это есть свои причины. Если же для подростка онлайн-игра — это забавный способ отвлечься от школьных будней, то для мошенника детское развлечение становится местом, где можно смело «расставлять свои убеждающие сети». Когда «золотой малёк» попадается на крючок, настаёт время для 3-х желаний: перейдите по ссылке, введите данные… и лишитесь золотых.
Рано или поздно скажут те, кто наделил своё чадо самостоятельностью и совсем позабыл про «лекцию» об
ответственности. Здесь возникает сомнение, а сможет ли детвора самостоятельно понять ценность деньгам? Ответ очевиден, поэтому перейдём к вопросу поважнее: в каком возрасте нужно обучать детей финансовой грамотности и выдавать карманные деньги? С ним мы и обрались к нашим читателям.
«Чем раньше ребёнок научится грамотно распоряжаться финансами, тем легче он будет чувствовать себя во взрослом мире. Наши любознайки уже в юном возрасте хотят освоить «что такое хорошо и что такое плохо», поэтому не стоит им в этом мешать — лучше объясните и покажите, как надо и как делать не стоит».
«До осознанного возраста ребёнка обеспечивают родители, поэтому я не считаю, что в начальной школе, а тем более в детском саду детей нужно поощрять карманными деньгами. В силу возраста юнцы ещё не понимают, чем может обернуться «неудачная покупка». Ответственность за неё автоматически перекладывается на родительские плечи — решайте сами, нужны ли вам проблемы из‑за детской наивности».
«Знаете, я проработала в детском саду больше года и заметила, что у большинства малышей уже есть свои карманные деньги. В основном, это незначительная сумма от 50 до 100 рублей. Деньги ребятам дают сами родители или же бабушки. Когда спрашивала, куда же малыш хочет потратить свои сбережения, то всегда слышала, что копит на новую игрушку. Я думаю, что даже в таком юном возрасте они прекрасно осознают ценность деньгам, поэтому контролировать свои сбережения нужно учить так же, как переходить дорогу на зелёный сигнал светофора и не заходить в лифт с незнакомцами».
В наше время «душный чулан» — это вполне реальный исход событий, в который может забрести ребёнок с полным карманом золотых, но без единого понимания о разумном финансовом поведении. Как предостеречь российского школьника от денежного обмана? За экспертным мнением мы обратились к заместителю директора гостищевской школы Елене Васильевне Жигаловой.
«Учиться, учиться и ещё раз учиться… Финансовой грамотности школьники обучаются в рамках элективного курса в 10 классе. Кроме этого, остальные учащиеся могут принять участие в онлайн-уроках, а затем проверить свои знания, участвуя в онлайн-олимпиаде по финансовой грамотности».
Сегодня у детей часто бывают карманные деньги, которые они сразу же тратят, так как сейчас очень много соблазнов для подростков. Но не всегда их самостоятельные покупки бывают полезными, поэтому я придерживаюсь такого мнения, что карманные деньги можно давать детям, но не часто, — комментирует педагог.
Помните, с подростком нужно разговаривать на его языке. Взяв такой метод воспитания за основу, благотворительный фонд Сбербанка подготовил и выпустил шесть тематических дайджестов о навыках 21 века и новых грамотностях. Каждый выпуск призван помочь взрослым развивать у детей те компетенции, без которых взрослеющему гражданину будет сложно освоиться в нашем быстроменяющемся обществе. Чем не способ показать подростку реалии современного мира?
Как наивен мир в детских глазах, пока ребёнок не окажется за пределами родительского дома с пару золотыми в кармане… Сказочный сюжет нашёл своё место в действительности, чего не скажешь о добром, устоявшемся итоге.