Local Logo
Новости Яковлевского городского округа Белгородской области
93.29
+0.04$
99.56
+0.20
+12 °С, ясно
Белгород

Фотокамера дорожная стала раритетным экспонатом в музее Яковлевского городского округа

20 сентября 2019, 08:07Проекты
Фото: Нина Курилова

Она преданно и верно отслужила людям, помогла сохранить важные и прекрасные мгновения их жизни, канувшие в Лету.

Прогресс порою так стремителен, что многие предметы становятся раритетами ещё при нашей жизни и занимают своё почётное место в музейных экспозициях.

«Замри! Сейчас птичка вылетит!» — кто из представителей старшего поколения не слышал этой команды, благоговейно съёживаясь на стуле и во все глаза глядя в объектив стоящего на трёх ногах чудо-аппарата, по ту сторону которого под чёрным покрывалом скрылся маг и волшебник, обещавший птичку. К походу в фотоателье готовились заранее, беспрекословно слушались чародея камеры, принимая те или иные позы. Это было целое священнодействие.

Такой волшебник долгие годы трудился над нашими изображениями в КБО, так все жители посёлка Строителя называли комбинат бытового обслуживания. Слова «сервис» тогда не знали, но приходили в это двухэтажное здание на улице Октябрьской, чтобы привести в порядок причёску, сшить новое платье или костюм, починить обувь, даже связать модную трикотажную вещицу, ну и, конечно, сделать фото. Почти каждый житель отметился перед фотокамерой с «птичкой», чтобы сняться на паспорт, комсомольский билет, другие документы и просто на память родным и друзьям. А управлял процессом Николай Полётов, который и оставил в дар историко-краеведческому музею Яковлевского городского округа своё главное орудие труда «ФКД–13х18» (фотокамера дорожная).

«ФКД-13х18» — это самая настоящая легенда советской фототехники! Эти крупноформатные камеры в России начали производить ещё с 30-х годов прошлого века и до 1987 года. А это практически весь период советского фотоаппаратостроения. Оцените список производителей: мастерские «Кубуч» и Ленинградский фотокинотехникум; Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ); Экспериментальный фото-механический завод Главного управления промышленными предприятиями Комитета по делам искусств при СНК СССР (ГУППК ЭФМЗ СНК СССР); Московский завод «Геофизика»; Харьковская фотофабрика (фабрика «Оргтехника»)! Даже во время войны не прекращался её выпуск.

Что же она из себя представляет? Это пластиночная складная камера формата кадра 18 на 24 сантиметра. Специальная гармошка позволяла сделать камеру более компактной, чтобы можно было двигаться с ней по городам и весям. На неё устанавливался объектив «Индустар». Сначала съёмка производилась ручным снятием-закрытием колпачка объектива со штатива.

Помните круговые пассы фотографа с колпачком в руках вокруг объектива в течение нескольких секунд? Потом стали выпускать затвор-насадку с разными выдержками. Что характерно, спуск производился не тросиком, а грушей типа клизмы, воздух из которой через небольшой тонкий шланг давил на поршень, который в свою очередь двигал рычаг спуска затвора. Спуск происходил очень мягко, без рывков и раскачивания фотоаппарата. Ведь выдержки были большие, до нескольких секунд.

На резкость фотоаппараты наводились визуально по матовому стеклу, потом рамка с матовым стеклом менялась на кассету с фотопластинкой, выдвигалась наружу задвижка кассеты, и производилась съёмка. Задвижка возвращалась на место, и кассета снималась с фотоаппарата. Рамка с матовым стеклом и кассета могла устанавливаться как в вертикальное, так и в горизонтальное положение в зависимости от желания фотографа. К фотоаппаратам прилагался прочный деревянный штатив с раздвижными опорами, устанавливались камеры на крепление «ласточкин хвост» и фиксировались винтом с резьбой.

Светочувствительный фотоматериал помещался в двойные кассеты, изготовленные из дерева или комбинированные, со светонепроницаемой задвижкой из пластмассы. Кассета — это ящик, на дно которого помещалась фотопластинка или листовая фотоплёнка, затем фотоплёнка прижималась покровным стеклом. Видоискатель отсутствовал. Повторимся, фотограф вставлял вместо кассеты матовое стекло, накрывался чёрным матерчатым покрывалом и таким образом производил визирование и кадрирование. Этими фотоаппаратами можно было фотографировать даже архитектуру.

Теперь, когда даже ленивый может сфотографировать себя и окружающих в любую секунду, составляя историю жизни в кадрах, трудно воспринять, что ещё лет тридцать назад фотография из ателье была самым дорогим сердцу штучным произведением искусства.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Нина Курилова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 19:21
Протяжённость новой дорожки для бега в белгородской Сосновке составит 5,5 километра
Материал
ОбществоВчера, 18:02
Власти Белгорода проработают вопрос переноса авторынков в безопасное место
Материал
КультураВчера, 17:01
Более 10 тысяч белгородцев побывали на концертных программах «Поездов культуры»