Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер — Меха
08:10, 20 июня 2019

Журналист проанализировал организацию закупок продуктов питания для бюджетных учреждений

Журналист проанализировал организацию закупок продуктов питания для бюджетных учрежденийФото: pixabay.com
  • Статья

Около 100 млн рублей «съедают» в образовательных учреждениях Яковлевского городского округа.

Мы не раз уже затрагивали проблему питания в образовательных учреждениях Яковлевского городского округа. Для яковлевцев здоровье детей было, есть и будет в приоритете. Но всегда ли удаётся соблюсти тот заветный баланс цены и качества? Как показывают реалии – не всегда.

Заложники ситуации

О том, из каких продуктов питания повара умудряются готовить съедобные обеды, нам рассказали в одной из школьных столовых, естественно, на условиях анонимности. Доставили, к примеру, сливочное масло. Документы все в полном порядке, при внешнем осмотре никаких дефектов не выявлено, приёмочная комиссия его приняла. А при жарке это самое масло превращается в воду.

Привезли творог, который ни цветом, ни запахом, ни вкусом не вызывает сомнений, а сырники не держат форму, превращаются в бесформенную массу. А как вам овощи с признаками гнили? Из чего борщ варить? В этой ситуации обязательно должен быть виновный. Чаще – это руководитель образовательного учреждения. Ну, и повар заодно. Они будут виноваты в любом случае: либо приняли плохую продукцию, либо не приняли и сорвали процесс питания.

Кот в мешке

Ушлые производители продуктов питания так грамотно составляют документы, что не придерёшься. Предоставляют все необходимые сертификаты качества. Уполномоченный орган видит, что документы в порядке, всё соответствует качеству, сертификации товара и пропускает поставщика к самому аукциону, где тот выигрывает. Но саму продукцию никто не пробовал: можно её давать детям в пищу или нет. Поэтому не исключается возможность получить «кота в мешке».

Соблюдение 44-ФЗ далеко не гарантирует получение заказчиком качественных продуктов питания, поскольку у поставщика единственный интерес – коммерческий, со всеми вытекающими последствиями. И подтверждением этому являются многочисленные предупреждающие письма из Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области, департамента экономического развития области, ТО Роспотребнадзора по Белгородской области в Яковлевском горокруге, областного департамента образования о некачественных продуктах питания, о несуществующих предприятиях (так называемых «фантомах»), выявленных в образовательных учреждениях области.

Цена «диктует» качество

За консультацией мы обратились в управление образования администрации Яковлевского горокруга. Нашими собеседницами выступили Екатерина Гребцова, начальник отдела закупок, и Валентина Карелина, главный специалист. Начнём с механизма. Все образовательные учреждения горокруга (далее – Заказчики) проводят закупки в соответствии с 44-ФЗ. Закупки проводятся конкурентным способом (через электронный аукцион, конкурсы) и с единственным поставщиком. Управление образования готовит и направляет в уполномоченный орган (администрацию Яковлевского городского округа) заявку на определение поставщика, а уполномоченный орган определяет поставщиков для Заказчика. После этого проводится процедура заключения контракта с тем поставщиком, кто выиграл торги.

Что является определяющим фактором? Цена! Она формируется в соответствии с решением комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области. Этой структурой выносится предельный уровень цен для закупки продуктов для бюджетных организаций. Например, стоимость свежей капусты по рекомендованной закупочной цене продовольственной продукции в мае 2019 года составляла 14 рублей за кило. В сетевом магазине на тот момент капуста стоила 89 рублей за кг. Вот цена на мясо: говядина – 250 рублей, свинина – 165 рублей, тушки индеек – 155 рублей. Откуда складываются такие цены? С какого потолка? Скорее всего, проводится анализ предприятий переработки АПК. Действительно, на заводе – одна цена, но пока товар упакуют, промаркируют, доставят, складывается другая, значительно бОльшая.

Закупка напрямую, с единственным поставщиком осуществляется через систему «Электронный маркет Белгородской области». Эта система включает два направления. Когда сам Заказчик (руководитель образовательного учреждения) размещает заявку на приобретение какого‑либо товара, либо выбирает из предложенного то, что соответствует цене и качеству.

На закупку продуктов питания в образовательные учреждения горокруга уходит около 100 млн рублей в год. Эта сумма складывается из средств местного бюджета (40 млн), регионального (15 млн) и внебюджетных источников (54 млн).

На местах

Надо отдать должное местным производителям, которые являются поставщиками продуктов питания в общеобразовательные учреждения округа. В их числе ЗАО «Томмолоко», ЗАО «Красненское». Основным поставщиком продуктов питания является ИП Звонарёва Н.М. Некоторые производители торгуют чуть ли не себе в убыток, другие же, например, ЗАО «Томаровский мясокомбинат», не выходят ни на какие торги, потому что рекомендуемые закупочные цены далеки от цен на продукцию комбината.

Следуя букве закона

В апреле 2013 года вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ. Закон о госзакупках регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. 

Прокомментировать ситуацию мы попросили заместителя главы администрации Яковлевского городского округа по экономике и АПК Романа Бондаренко.

— Роман Николаевич, действительно ли в связи с переходом на 44-ФЗ закупочная деятельность стала более прозрачной?

— Открытость и прозрачность информации — это один из основополагающих принципов работы, согласно федеральному закону от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вся информация в сфере закупочной деятельности должна размещаться в единой информационной системе, быть полной и достоверной. Наряду с этим принципом нельзя не упомянуть принципы обеспечения конкуренции и профессионализма заказчика, благодаря которым заявки на закупку проходят тщательный контроль со стороны заказчика и уполномоченного органа. Процедура электронных торгов считается самой прозрачной процедурой из всех способов определения поставщика и практически исключает возможность приобретения товаров, работ и услуг у одних и тех же поставщиков.

— Какие сложности возникли или возникают в связи с реализацией 44-ФЗ в сфере закупок в Яковлевском городском округе?

 — Из сложностей, возникающих в связи с работой по 44-ФЗ, можно отметить технические проблемы, связанные с работой портала закупок (Единая информационная система в сфере закупок). Нельзя не сказать и об огромном количестве нормативно-правовых актов в данной сфере.

— Насколько тщательно проводится качественный мониторинг процесса закупок?

— На сегодня особенно остро стоит вопрос о качестве поставляемой продукции для общеобразовательных учреждений Яковлевского округа, поэтому осуществляется тщательный мониторинг процесса закупок. Законом предусмотрен национальный режим, ограничивающий закупки некоторых продуктов питания иностранного производства. На этапе подачи заявки поставщик обязан обозначить страну происхождения товара и чёткое соответствие ГОСТам, а на этапе поставки приложить соответствующие декларации для подтверждения факта производства продукции на разрешённой территории. Приём товаров должен осуществляться под строгим контролем специальной приёмочной комиссии, которая при несоответствии продукции заявленному качеству может отказаться от её приёмки и даже расторгнуть контракт. Строгое соблюдение закона гарантирует получение заказчиком качественных продуктов питания.

— По‑Вашему, внедрение закона оправдано?

— Внедрение закона, безусловно, оправдано, он необходим для правильного и открытого взаимодействия поставщика и заказчика, охватывает все проблемные сферы закупочной деятельности, но большинство заказчиков сходятся во мнении, что закон остро нуждается в доработке, поскольку имеет множество противоречий. Сама идея регулирования государственных закупок кажется простой, но безошибочно внедрить её и применить на практике крайне сложно, это требует высокой квалификации и профессионализма всех участников закупки.

Участники медиафорума ОНФ, который проходил на днях в городе Сочи, в ходе пленарного заседания подняли вопрос об организации питания для школьников и контроле за его качеством. Президент России Владимир Путин считает целесообразным переложить контроль за питанием в школах с директора учебного заведения на уровень муниципального руководства. Будем ждать изменений.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×